Доска объявлений

Активные темы доски объявлений

Абонентский громкоговоритель "УФА": история полета.

Всё о них.
Сообщение
Автор
VINT
Сообщения: 580
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 23:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 171 раз

Абонентский громкоговоритель "УФА": история полета.

#1

#1 Непрочитанное сообщение VINT » 30 июл 2019, 13:22

АГ «УФА». История полета.

Если спросить того, кто интересуется абонентскими громкоговорителями, известен ли ему аппарат под названием «Уфа», каждый ответит утвердительно. Оно и понятно: симпатичное радио в карболитовом корпусе с декоративной решеткой и большим внешним сходством с известной «Чайкой» не только на слуху, но и в числе достойных экспонатов в собраниях многих коллекционеров (фото 1). Известно это радио не только своим внешним видом, но и многими загадками. Одной из них является завод-производитель. Существует два мнения о происхождении этого громкоговорителя, но оба ошибочные. Одно - то, что производитель этого АГ не известен, а второе, что его производитель - некий оборонный завод под номером "почтовый ящик 31". По крайней мере, именно так указано в описании на сайте В.Г.Харченко. Справедливости ради, нужно подчеркнуть, что Валерий Григорьевич здесь не виноват. Ссылка на п/я 31 основывалась на том, что на фото АГ "Уфа", которые кто-то присылал Валерию Григорьевичу, не очень четко отобразилась цифра номера почтового ящика. Вначале я тоже считал, что это «31», посмотрите сами (фото 2). Поиски этого загадочного почтового ящика приводили настолько далеко от Уфы, что связывать происхождение одноименного АГ с названием «всплывающего» завода никто из исследователей не решался. Естественно, что завода с именем "почтовый ящик № 31" в Уфе никогда не существовало.
По какому-то странному стечению обстоятельств очень многие встречающиеся в продаже АГ «Уфа» попадались без задней стенки с маркировкой. А тут еще совсем уж необычное «УФА типа Чайка»! Вот и думай, что хочешь. Пришлось идти окольными путями.
В архивах СССР периода 30-50-х годов удалось найти следующую информацию. Среди предприятий, которые были эвакуированы летом-осенью 1941 г. в Уфу был завод № 161 Наркомата авиационной промышленности, который специализировался на производстве деталей двигателя и приборов для военных самолетов, прежде всего - свечей зажигания. В составе завода существовало мощное конструкторско-технологическое бюро, экспериментировавшее с различными видами керамики и пластмассы. В Уфе завод №161 разместился на территории авторемонтных мастерских с недостроенным гаражом по ул. Аксакова. Первым директором завода стал М. Г. Масальский. 25 ноября 1941 года, уже через 40 дней после переезда завод изготовил первую партию авиационных свечей зажигания (10 000 штук), которые были отправлены на фронт. Именно 25 ноября 1941 года считается днем создания завода №161 на уфимской земле.
Интересно то, что до эвакуации завод был создан еще в 1905 году в Москве, на ул. Красносельская, д. 57. На этой территории вначале находилась Чаеразвесочная фабрика. Но чаю, по-видимому, уже было достаточно, и Постановлением заседания Президиума ВСНХ СССР №23/462 от 9 июня 1927 года Чаеразвесочная фабрика была ликвидирована. После реконструкции ее зданий здесь расположилась "Красносельская мебельная фабрика №1" треста Союзмебель Наркомлеса СССР. Именно она в 1933 году была перепрофилирована на изготовление деревянных винтов для самолетов. Согласно постановлению СТО от 21 октября 1935 г. №123сс и Приказу №70 от 7 декабря 1935 г. народного Комиссариата Лесной промышленности СССР мебельной фабрике №1 треста "Союзмебель" был присвоен № 161. Так у завода № 161 начался взлет и развитие, которое волею трагических событий Великой Отечественной войны привел его в г.Уфу.
В 1948 г. основное производство свечей зажигания для авиадвигателей было возвращено в Москву. В этой связи Министерство авиационной промышленности СССР 29 июля 1949 г. приняло решение о перепрофилировании Уфимского завода на выпуск электротехнической продукции. Освоение новой продукции заняло более 3 лет, но с 1953 г. завод стал производить большой ряд электромашинных агрегатов, включая двигатели, преобразователи, генераторы, пульты управления, центробежные выключатели, автоматические системы регулирования и управления. Необходимо подчеркнуть, что в те годы производственной кооперации почти не существовало: все заводы были нацелены на производство полного цикла, т.е. изготавливали не только «начинку», но и корпуса. Для Уфимского завода это не создавало проблему.
Излишне говорить о том, какую нужду испытывала страна по восстановлению полуразрушенного хозяйства. Все предприятия вне зависимости от отрасли были задействованы в производстве мирной продукции. На Уфимском заводе по решению Правительства было начато производство радиорепродукторов, игрушек "Дюймовочка", электроплиток, веломагнето, свечей зажигания для автомобилей и мототехники и многого другого.
Тут нужно оговориться. Послевоенная ситуация была особенной. Существовавшие некогда НИИ или специальные лаборатории по созданию новой техники только возрождались, специалистов не хватало, поэтому и решали они более сложные задачи. Разрабатывать и осваивать новую – мирную - продукцию зачастую приходилось непосредственно на заводе, изучая продукцию других производителей и используя существующие технологии. Чем могло, помогало Министерство, но чаще оно просто ставило конкретную задачу: освоить производство того-то и точка. Поэтому нередко бралось за основу уже что-то изготовленное кем-то. На Уфимском заводе, работающим с карболитовыми корпусами электро-радиоприборов, естественно, обратили внимание на первые изделия АГ «Чайка», которые появились в Москве и на ряде предприятий в других уголках СССР. Вначале попробовали свои версии с большим окном под динамик и летящей птицей на корпусе, изготовили партию, но производство корпуса оказалось очень трудоемким и дорогим. Особенно трудно давалась птица, поскольку хороших специалистов по изготовлению сложных форм не хватало по всей стране. Получалась то ли чайка, то ли утка, то ли глухарь. Одним словом, решили пойти по более простому пути – просто скопировать корпус уже существовавшей «Чайки-2». Именно эта модель и получила название «Уфа» в том виде, который наиболее часто встречается до наших дней. Выпускался этот АГ до начала 60-х годов.
В 1957 г. Постановлением Правительства СССР была произведена значительная реорганизация промышленности в стране. Она была связана с сокращением военного сектора и передачей многих заводов в сугубо мирные отрасли. Уфимский завод № 161 из подчинения Министерства авиационной промышленности был передан Совнархозу и ему был присвоен номер «почтовый ящик 81», который существовал с 1957 по 1966 г.
Вернемся теперь к упоминавшейся цифре «31» на задней стенке АГ «Уфа» (фото 2) и посмотрим повнимательнее. Обратите внимание на фото 3: оказывается, что цифра «31», которая многих вводила в заблуждение, вовсе и не 31, а «81». А это - совсем другое дело! Почтовый ящик № 81 - это завод № 161 Министерства авиационной промышленности, который располагался в г.Уфа. Именно этот завод и является тем «неизвестным» производителем, который подарил нам этот узнаваемый абонентский громкоговоритель «Уфа». История его появления связана с авиационной промышленностью страны, а закончил он свой полет в 60-х годах на площадке производства мирной продукции местного предназначения.
Для определения года изготовления конкретного экземпляра АГ "Уфа" можно пользоваться следующей заводской информацией: все образцы АГ "Уфа" со словами "типа Чайка" или без них изготовлены заводом в период с 1953 по июнь 1957 г. Если на задней стенке указан "Почтовый ящик № 81" (как на фото 2 и 3), то такие аппараты произведены в период с 1957 по начало 60-х годов. Точной даты окончания производства АГ "Уфа" на заводе 161 установить не удалось.
Но закончить рассказ об АГ «Уфа» хотелось бы на радостной ноте. В отличие от многих крупнейших предприятий страны, которые оставили свой след в производстве отечественных бытовых громкоговорителей и потеряли былое величие (например, Завод им.Калинина и др.), Уфимский завод № 161 жив и поныне, успешно развивается в составе Госкорпорации «РОСТЕХ» и именуется теперь «Уфимское агрегатное производственное объединение" (УАПО), но зато с гордостью хранит свою историю. И слава Богу!

С уважением, VINT

Изображение громкоговоритель "УФА", каким его знает большинство коллекционеров (фото с сайта В.Г.Харченко). Внешний облик почти не отличается от АГ "Чайка-2" (фото ниже).
Изображение "Чайка-2" (фото с сайта В.Г.Харченко).
Изображение задняя стенка с маркировкой завода-изготовителя (фото с сайта В.Г.Харченко)
Изображение - идентичная задняя стенка с более крупным увеличением. В маркировке читается номер почтового ящика "81".

Аватара пользователя
Ирина
Администратор форума
Сообщения: 6713
Зарегистрирован: 02 окт 2011, 13:58
Откуда: Ишимбай
Благодарил (а): 640 раз
Поблагодарили: 329 раз

Re: Абонентский громкоговоритель "УФА": история полета.

#2

#2 Непрочитанное сообщение Ирина » 01 авг 2019, 08:54

Большое спасибо за обстоятельный рассказ. Долгое время пыталась попасть на упомянутый завод, довольно проблематичное дело оказывается.
Удалось пока завладеть пустым корпусом. Сам АГ редкий зверь в республике. Никак не дается в руки.

Ответить