АГ «Балтика» для своего времени был одним из лучших громкоговорителей. По существовавшей тогда четырехступенчатой классификации, он относился к высокому II классу аппаратов. Навскидку, других громкоговорителей такого класса того времени даже и припомнить трудновато, поскольку подавляющее большинство выпускавшихся в те годы в СССР АГ относились к III и IV классу. Он имел хорошую звукопередачу, привлекательный дизайн и, конечно, заметно выделялся на этом фоне от своих собратьев. Его появление было связано с тем, что поднимавшейся из руин войны великой державе-победительнице нужна была более современная абонентская радиотехника, которая соответствовала бы потребностям новой мирной жизни. Такие задачи ставились всем крупным предприятиям страны, в том числе и Ленинградскому заводу им. М.И.Калинина, который имел опыт производства аналогичной продукции и выпускал к тому времени громкоговоритель 0,5-ГДМ, общеизвестный под названием «ЗИК».
О заводе им.Калинина нужно несколько слов сказать отдельно. В этом году у него юбилей – 150 лет! Он был создан еще в 1869 г. и вся его последующая история до революции и в советское время была связана с производством боеприпасов. Именно здесь изготавливались патроны, артиллерийские снаряды и прицелы, ракетное вооружение (те самые «Катюши») и многое другое. Имя М.И.Калинина Ленинградский государственный завод № 4 получил в 1922 г., но в разные периоды своей истории он относился к различным ведомствам: 1930-1934 – к Наркомату тяжелой промышленности, 1938-1946 – к Наркомату боеприпасов, 1946-1953 – к Министерству сельского хозяйства (интересный зигзаг от боеприпасов к сеялкам, не правда ли), 1953-1956 – к Министерству оборонной промышленности, 1957-1965 – к Управлению машиностроением Ленсовнархоза, а затем перешел в подчинение Министерства машиностроения СССР. Завод был крупнейшим предприятием в Ленинграде. На нем трудились – шутка ли! - 46 тысяч рабочих. Представляете размах!
Безусловно, выпуск абонентских громкоговорителей для завода такого масштаба был лишь малым довеском к выпуску основной продукции, но задачи партии и Правительства по обеспечению населения этими изделиями надо было выполнять. Так и возник в свое время АГ 0,5-ГДМ (ЗИК), а затем – та самая «Балтика». Конструкторы завода со своей задачей справились прекрасно: представленный в конце 1953 г. образец настолько понравился комиссии, что его решено было немедленно запускать в производство. Особой сложности с этим не было. Основная элементная база была использована от выпускавшегося ранее ЗИКа, только динамик был заменен на меньший по размеру. Современный вид и более высокий класс громкоговорителя подчеркивала декоративная пластмассовая накладка на лицевой стороне с символикой Ленинграда. К аппарату была изготовлена специальная ручка регулировки звука, радиовилка и сетевой шнур, которые подбирались под цвет лицевой накладки. Сама эта накладка отливалась в нескольких вариантах рельефных рисунков и цветов (коричневый, кремовый и белый). Корпус при этом всегда был в коричневой окраске с некоторыми оттенками. Радиоткань в «Балтике» предусматривалась однотипной фактуры (фото), которая хорошо гармонировала с общим стилем. Правда, в последние годы выпуска она стала заменяться на то, что удавалось раздобыть.
Говорят, что первая «Балтика» (с Ростральной колонной) руководством завода была подарена 1-му Секретарю Ленинградского горкома партии, и так ему понравилась, что он тут же поставил ее в своем кабинете.
Тем не менее, завод им. Калинина имел огромный государственный план по выпуску основной продукции, поэтому громкоговорителей «Балтика» производил не очень много – около 30 тысяч штук в год, а интерес к нему в первые годы выпуска был очень высок. Особенно активно аппараты производились на заводе с 1955 по 1958 г. Но в конце 50-х годов в связи с Постановлением Ленсовнархоза «О выносе взрывоопасных производств за пределы Ленинграда» завод им.Калинина начал готовиться к переезду в пгт Никольское, где часть его существует до сих пор. Перенос производства – штука серьезная, тут уж не до каких-то громкоговорителей. Этим обстоятельством решило воспользоваться Управление местной промышленности Псковского облисполкома, которое в конце 1958 г. обратилось в Выборгский райком партии Ленинграда с просьбой направить к ним инженера с завода им.Калинина для организации в г.Порхове производства громкоговорителей «Балтика». Весной 1959 г. по решению партийной организации завода в г.Порхов был направлен Борис Лазаревич Шерн – инженер и фронтовик, который и приступил к реализации этих задач.
Планы были грандиозные. Под программу выпуска АГ «Балтика» местные органы власти решили создать отдельное предприятие – «Завод динамических громкоговорителей «Балтика». Вот так! Ни много, ни мало – целый завод для одного громкоговорителя! В качестве площадки был выбран Порховский райпромкомбинат, который до этого занимался изготовлением… саней и телег, гончарных изделий и извести, где трудились около 300 работников. Руководство решило однозначно – не боги горшки обжигают, а рабочие места нужны. Промкомбинат в октябре 1959 г. был реорганизован в новый завод, главной продукцией которого стала та самая «Балтика». Подготовкой производства занимался Б.Л.Шерн, привлекались коллеги с ЗиКа, создавались собственные разработки. При участии Релейного завода был создан свой трансформатор, отличавшийся от ленинградского, появился и свой динамик. Но внешнее сходство с ленинградской «Балтикой» было полное, поскольку производитель корпусов, декоративных панелей, ручек и вилок был один и тот же.
Завод планировал выпускать до 200 тысяч единиц АГ в год, и уже в январе 1960 г. Порховская районная типография добросовестно отпечатала именно 200 тысяч паспортов на этот громкоговоритель с маркировкой «Завод динамических громкоговорителей «Балтика» Порховского промкомбината». Смутно подозреваю, что эта инициатива была проявлена не Б.Л.Шерном, который стал главным инженером завода и действительно организовал большую подготовительную работу, а руководством промкомбината, которому, видимо, очень хотелось быстрее отрапортовать о реализации планов.
Напечатать-то паспорта напечатали. Но силенок, увы, не хватило. Сделали меньше половины (объективно говоря, и это для вновь созданного завода было серьезным достижением). Следующий 1961 год принес еще меньшие результаты. Поэтому в начале 1962 г. управление местной промышленности приняло решение о ликвидации завода громкоговорителей и передаче его базы в состав Порховского релейного завода, который продолжил производство АГ «Балтика» уже под собственным именем. При этом изменения коснулись только названия производителя в бумажном паспорте – с лета 1962 г. в паспортах производителем стал обозначаться Порховский релейный завод. Внешне сам громкоговоритель, в том числе и маркировка на его задней стенке, не изменились нисколько. Более того, поскольку на заводе громкоговорителей перед ликвидацией осталось много неиспользованных заготовок и деталей (в частности, задних стенок с указанием старого ГОСТа (5961-51), они продолжали использоваться в 1962 и начале 1963 г., а появившийся новый ГОСТ (5961-59, принесший новое обозначение «Балтики» – 0,25 ГД-II-1) указывался только в бумажном паспорте. Иначе говоря, на самом АГ указывался один ГОСТ и одно обозначение АГ (0,5-ГД-II-1), а в паспорте – другой ГОСТ и другое обозначение АГ (0,25-ГД-II-1). И только весной 1963 г. были напечатаны задние стенки с новым ГОСТом. Однако таких стенок было изготовлено всего около 15 тысяч штук. Поэтому «Балтика» с новым ГОСТом и обозначением в наше время встречается гораздо реже.
Но в конце 1962 г. возникла более серьезная проблема. Если учесть объемы производства «Балтики» на ЗиКе и в Порхове, то с 1954 по 1962 г. суммарно было произведено около 500 тысяч аппаратов этого типа. Для торговли такое количество оказалось великовато, поскольку производство аналогичной продукции в 50-60-х годах создавалось почти в каждом крае или области СССР. К тому же АГ «Балтика» стоил в розничной продаже 7 рублей, а другие аппараты 5. Вроде и небольшая разница, но все же. А главное – потребителям хотелось большего разнообразия. У «Балтики» возникли серьезные проблемы со сбытом. Поэтому в середине 1963 г. было решено производство этого аппарата прекратить, израсходовав при этом все оставшиеся заготовки. На этом этапе уже не особенно выдерживался привычный стиль изделия, иногда использовались старые запасы динамиков еще от ЗиКа, вместо традиционной применялась разная радиоткань. Но тем не менее, «Балтика» по-прежнему отличалась хорошим качеством, поэтому во множестве сохранилась до наших дней и до сих пор прекрасно работает. Век «Балтики» в производстве был относительно не долог – с 1954 по 1963, закончился он с некоторым оттенком грусти. Но этот аппарат навсегда оставил яркий след в истории отечественных громкоговорителей.
В различных статьях и заметках иногда можно встретить информацию о том, что «Балтику» производили и другие заводы, кроме упомянутых выше. В частности, Ленинградский завод им. Кулакова, Ленинградский завод им. Козицкого и др. Увы, эти утверждения ошибочны и не соответствуют действительности.
Ну а в заключении, некоторые сведения об атрибуции/различиях громкоговорителей «Балтика» завода им. Калинина и Порховского производства.
Внешне «Балтику» ленинградского и порховского производства отличить невозможно. Эти отличия можно было увидеть только в маркировке на задней стенке и на динамике. У порховских аппаратов на задней стенке ниже названия «Балтика» всегда присутствовало слово «г.Порхов» или «город Порхов». У ленинградских изделий в левом нижнем углу задней стенки над датой выпуска указывалось «Ленинград, почт.ящик 672» (этот номер соответствовал Заводу им.Калинина). Но по тех.условиям обоих производств чуть выше места даты изготовления ставился треугольный штамп службы качества с оттиском «ПРИНЯТО». Так вот, в ленинградской версии штампа имелась аббревиатура «ЗИК», а в порховской - эти буквы отсутствовали.
Вторая группа различий присутствовала в маркировке на динамике. В ленинградской версии на корзине динамика ставился треугольный штамп ОТК с отметкой «ПРИНЯТО» и теми же буквами ЗИК (в некоторых версиях можно встретить вместо этого другой текст «Почт.ящик 672»). В порховском варианте в штампах ОТК город и завод не указывались.
Дата выпуска аппаратов присутствовала в 3 местах: на задней стенке, на динамике и в паспорте. Паспортов сохранилось очень мало, но если у аппарата присутствует задняя стенка и чистота внутри, то и производителя, и год выпуска (нередко, даже число и месяц) определить удается. Но нужно иметь в виду, что дата на динамике – это дата приемки ИМЕННО его, и она может отличаться от даты изготовления самого АГ. В последних порховских изделиях 1963 г. иногда использовались старые запасы, оставшиеся с ЗиКа, где дата могла быть двух или трехгодичной давности. Это вовсе не означает, что АГ был изготовлен в Ленинграде (например, в 1958 г.). Все решает способ крепления трансформатора. Увы, хорошая комплектность и состояние аппарата бывают не всегда. Как быть в этом случае? Приметы существуют!
Главные различия ленинградских и порховских «Балтик» заключаются в конструкции трансформаторов и способов их крепления в корпусе.
Признак № 1: у ленинградский аппаратов панель с трансформатором крепилась к корпусу с помощью 4-х винтов, а у порховских – только двух. Это главное отличие. Не важно – есть ли стенка или нет, видна ли маркировка на динамике или не читается. Даже на заднюю стенку можно не смотреть. Достаточно беглого взгляда на дно громкоговорителя и все становится ясным: 4 винта – Ленинград, 2 – Порхов. Кроме того, сами трансформаторы в ЗиКовской «Балтике» крепились к панели отгибом нижних лепестков вдоль панели, а порховские – поперек (см. фото).
Есть еще два отличия, которые позволяют определить происхождение «Балтики» и год выпуска.
1. Конструкция динамика: в ленинградских изделиях 1954-1955 гг. использовался динамик с двумя гайками на головке. Начиная с 1956 г. их не стало. В порховской версии 1960-1961 г. (завода динамических громкоговорителей «Балтика») головка динамика была гладкая. Позднее динамик стал таким же, как и у ЗиК – с мелкими рельефными углублениями.
2. Конструкция трансформатора: в ленинградских аппаратах 1954-1956 гг. на верхней части трансформатора монтировалась текстолитовая пластина для фиксации отводов, от которой в последующие годы отказались. В порховских версиях такой «надстройки» не было никогда.
Кстати, о трансформаторах. Они были универсальными и могли работать с напряжением сети в 30 и 15 вольт, но переключение производилось на заводе-изготовителе, а напряжение при этом указывалось на задней стенке. Основная масса громкоговорителей выпускалась для 30 вольт. Но отдельные партии изготавливались 15-ти вольтовыми и, главным образом, предназначались для Московской трансляционной сети, о чем часто делалась специальная маркировка на задней стенке (фото).
Несколько слов о ручках. Иногда у продаваемых «Балтик» можно увидеть небольшие ручки Ленинградского завода радиоизделий или что-то вообще нестандартное. Все это, как говорится, - колхоз, который легко распознать далеко выступающими потертостями на корпусе от оригинальных. На всех «Балтиках» (в Ленинграде и в Порхове) всегда использовались только одни ручки. Других – не было.
Ну, и совсем последнее. У корпусов «Балтик» существовали некоторые варианты отделки верхней стенки (фото). Это было «творчеством» производителя корпусов, а поскольку он был одним для обоих заводов, то встречаются эти особенности в равной степени как в ленинградских, так и в порховских изделиях.
На этом все. Буду рад, если кому-то из наших коллег приведенная информация пригодится.
С уважением, VINT
PS. Фото паспортов "Балтики" (фото 28-30) из коллекции нашего коллеги Юного техника, воспроизведены с любезного согласия их автора.































