Доска объявлений

Активные темы доски объявлений

радиоточки ( продолжение)

Всё о них.
Сообщение
Автор
Solaris
Сообщения: 1119
Зарегистрирован: 17 июл 2014, 19:32
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 23 раза

Re: радиоточки ( продолжение)

#651

#651 Непрочитанное сообщение Solaris » 10 окт 2021, 11:43

Не знаю, когда появилось крепление металлическими фиксаторами, надевающимися на пластмассовые штифты, а не винтами. Может быть, уважаемый VINT подскажет? Или кто-то ещё. В 1966 году уже было. Кстати, для монтажа и демонтажа подобных фиксаторов без риска поломки пластмассы желателен специальный инструмент, что может напрягать любителей. Сам такое впервые увидел в модели "Обь-302".
От каждого по способностям и способности каждому!
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.

Аватара пользователя
Юный техник
Сообщения: 896
Зарегистрирован: 10 сен 2009, 23:07
Откуда: Питер
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 89 раз

Re: радиоточки ( продолжение)

#652

#652 Непрочитанное сообщение Юный техник » 10 окт 2021, 12:10

На мой взгляд первые громкоговорители, где это применялось - Рига и Тайга. У тайги задник крепился на винты, а панель динамика на штифты. А у Риги - всё на штифтах.
Ещё и у Киевской Десны задник на штифтах. Так что с начала 50-х это вполне применялось

VINT
Сообщения: 520
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 23:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 37 раз

Re: радиоточки ( продолжение)

#653

#653 Непрочитанное сообщение VINT » 15 окт 2021, 20:09

Solaris писал(а):
10 окт 2021, 11:43
Не знаю, когда появилось крепление металлическими фиксаторами, надевающимися на пластмассовые штифты, а не винтами. Может быть, уважаемый VINT подскажет? Или кто-то ещё…
К сожалению, не было возможности написать раньше, но постараюсь ответить полнее.

Крепление элементов конструкции абонентских громкоговорителей металлическими фиксаторами (производственники называли их клипсами), надевающимися на пластмассовые штифты, возникло с приходом на замену деревянным корпусам карболита и пластмассовых материалов. Это происходило в начале 50-х годов прошлого века. Причем, внедрение «клипсовых» технологий осуществлялось постепенно и на то были объективные причины. С появлением в 1935 г. динамиков с постоянным магнитом на Московском электрозаводе им. Куйбышева, без преувеличения, началась новая эра в истории проводного радио. Относительно небольшие по размеру динамики нового поколения открыли путь к размещению их в разнообразных по форме и размеру корпусах, которые придавали новые оттенки звучанию и давали безграничный простор для дизайна в оформлении АГ. Как бы ни назывались прежние «тарелки» и кто бы их не выпускал, они все равно были похожи друг на друга. Корпуса давали разнообразие. Но с появлением корпусов возникли вопросы о том, как закреплять в них элементную базу радио. Московский электрозавод стал полигоном, где новые технологии внедрялись на базе производства громкоговорителей «Д»-серии.

Первые корпусные АГ были деревянными. В те далекие времена это казалось самым простым решением, поскольку дерево легко обрабатывалось и обладало хорошими резонансными свойствами. Абсолютный факт: в деревянных корпусах голос радио звучал более громко и насыщено. На Московском электрозаводе в 1935 г были организованы ученические бригады по сборке АГ, а затем в фабрично-заводском училище на ул.Большая Семеновская д.40 было создано небольшое опытное производство, где испытывались разные конструкции корпусов и способы крепления в них динамиков. В первых вариантах АГ динамики крепились к корпусу просто тонкими дощечками, которые прижимали края их корзины. Но поскольку первые динамики были тяжелыми, под их магнитную головку дополнительно устанавливался опорный деревянный брусок (фото 1). Затем крепление динамика решили усилить металлическими усиками (фото 2), которые позволяли избежать излишней вибрации динамика. В конечном итоге пришли к тому, что самым надежным способом крепления являются винты (фото 3), которые на многие годы стали главным способом закрепления элементной базы АГ к корпусу.

фото 1 и 1а: крепление динамика в корпусе деревянными планками
Изображение Изображение

фото 2 и 2а: крепление динамика в корпусе АГ "Д-2" с помощью "усиков"
Изображение Изображение

Фото 3 и 3а: крепление динамиков в корпусе одного из вариантов АГ "Д-2" с помощью винтов
Изображение Изображение

Но, не смотря на свои преимущества, деревянные корпуса имели существенные недостатки: они были очень трудоемки в изготовлении и сдерживали объемы производства. Между тем, развитие сети проводного радио в СССР рассматривалось как стратегическая задача (политическая и военная), поэтому нужны были другие технологии, позволяющие производить гораздо большее количество АГ для населения и разнообразить их оформление. Так появились пластиковые декоративные решетки к деревянным корпусам радио и цельнолитые карболитовые футляры громкоговорителей. В процессе их создания технологам пришлось решать задачи о том, как декоративные решетки закреплять в деревянных корпусах и как в карболитовых корпусах крепить элементную базу. Устройство технологических отверстий для винтов в карболите оказалось не таким простым, хотя и применялось вплоть до середины 60-х годов. Но на производстве искали более простые решения. Например, в ряде случаев динамики закреплялись к карболитовому корпусу сквозными винтами (фото 4). Кроме того, применялся монтаж элементной базы на деревянной или картонной панели, которая затем закреплялась меньшим количеством винтов внутри корпуса (фото 5). Были попытки монтировать элементную базу на металлическом шасси, которое фиксировалось к стенкам корпуса безо всяких винтов за счет пружинящих лепестков (фото 6). Довольно популярным было крепление динамика с элементной базой к корпусу двумя металлическими скобами (фото 7). Очень простой и технологичный способ крепления панели с элементной базой придумали на Новосибирском заводе НВА: в АГ «Огонек» панель закреплялась с помощью двух пластин с винтами, которая вставлялась в специальные выступы на корпусе (фото 8). Кроме винтов, использовались уже знакомые по «Д-2» лепестки, которые фиксировали внутри корпуса закладную панель элементной базой или только сам динамик (фото 9). В этой череде опытов и экспериментов и возникла идея о клипсах. Она оказалась очень технологичной и функциональной. Увы, автор этой идеи так и остался неизвестным.

фото 4, 4а и 4б: крепление динамика в АГ "Харьков" Харьковского завода № 9
Изображение Изображение

фото 5, 5а и 5б: крепление к корпусу одним винтом деревянной панели с установленными деталями радио (АГ "Каспий", конец 50хгг)
Изображение Изображение

фото 6, 6а и 6б: способ крепления динамика с установленными на нем элементами за счет пружинящих лепестков (АГ "Тайга-2")
Изображение Изображение

Изображение

фото 7 и 7а: крепление динамика в корпусе громкоговорителя металлическими скобами (аналог АГ "ЭМЗ" Ижевского радиозавода)
Изображение Изображение

фото 8 и 8а: АГ "Огонек" Новосибирского завода низковольтной аппаратуры
Изображение Изображение

фото 9 и 9а: редкий экземпляр АГ "Утро" Горьковского завода пластмассовых изделий. Картонная панель с элементной базой закреплена к корпусу клипсами, а динамик - усиками.
Изображение Изображение

Судя по экспонатам АГ, дошедшим до нашего времени, первые клипсы стали применяться для закрепления задней стенки в карболитовом корпусе. Аналогичным образом стали устанавливаться декоративные карболитовые или пластиковые накладки (решетки) в деревянные и карболитовые корпуса (фото 10). При этом, некоторые штифты оплавлялись для фиксации накладок, а некоторые фиксировались клипсами (фото 11). Опыт использования таких технологий оказался положительным, поэтому к концу 50-х – началу 60-х годов клипсовые технологии стали внедряться на многих крупных предприятиях, производивших АГ.

фото 10, 10а, 10б: крепление декоративных панелей к корпусам радио с помощью штифтов и клипс. На фото АГ "Нева" с деревянным корпусом и варианты сменных панелей к карболитовым корпусам Ленинградского завода радиоизделий № 3.
Изображение Изображение

Изображение

фото 11: крепление пластиковой декоративной накладки к панели АГ " Тайга-2" путем оплавления штифов
Изображение

Одним из первых клипсы стала использовать Московская артель Промкооперации (АГ «РААЗ», с 1952, фото 12), Рижский электромеханический завод и Даугавпилская тюрьма ОЦ 78/3 (АГ «Рига», 1953, фото 13). Причем, малоизвестным является факт того, что штифты изготавливались не только из карболита или пластмассы, но и из металла, который закреплялся в пластической массе. Примером такой конструкции является знакомый коллекционерам АГ «Колос» (с 1953, фото 14), производителя которого пока не удается установить. Но основная масса клипсовых технологий все же получила распространение во второй половине 50-х годов. Кстати, в этом же ряду находится и Пермский телефонный завод, производивший упоминавшуюся коллегой Юный техник модель «Тайга» (1956, фото 15).

фото 12, 12а и 12б: АГ "РААЗ" модели 1952 г. Московской артели Промкооперации. К сожалению, штифты быстро ломались. В представленном экспонате они, увы, не сохранились.
Изображение Изображение

Изображение

фото 13 и 13а: известный АГ "Рига", который выпускали Рижский электромеханический завод и Даугавпилская тюрьма ОЦ 78/3. Первые варианты этого АГ с 1946 г. и до 1953 г. производились в деревянном корпусе.
Изображение Изображение

фото 14, 14а и 14б: АГ "Колос" в деревянном корпусе с карболитовой декоративной решеткой. Штифты для крепления к ней деревянной панели с установленной элементной базой - металлические. На первый взгляд, в это трудно поверить.
Изображение Изображение

Изображение

фото 15 и 15а: АГ "Тайга", которую с 1956 г. выпускал Пермский телефонный завод
Изображение Изображение


И все-таки, настоящим прорывом во внедрении и развитии клипсовой технологии выделяется Новосибирский завод низковольтной аппаратуры (НЗНВА), который разработал и с 1965 года исключительно с использованием клипс стал массово производить множество моделей АГ (Орбита, Сюрприз, Обь и др.). Причем одиннадцать (!!) из таких моделей были удостоены государственного Знака Качества СССР. Именно этому заводу принадлежит и новая идея полного отказа от клипс, когда элементная база радио не фиксируется, а просто укладывается в корпусе и ограничивается в перемещении выступающими штифтами второй половиной корпуса (фото 16). К сожалению, все эти технологии сегодня ушли в прошлое, как и многое другое, чем когда-то мы могли гордиться в огромной стране под названием СССР, которой сегодня уже нет на карте.

С уважением, VINT
Экспонаты на фото из коллекции автора


фото 16, 16а и 16б: АГ «Обь АГ-308». Последняя модель радио, выпускавшаяся НЗНВА.
Изображение Изображение

Изображение

Ответить