Разновидностей жуков-точильщиков существует множество, но наибольшую опасность для музейных и частных коллекций представляет мебельный точильщик, или по-простому – шашель. Этот зловредный тип не может жить в открытой природной среде, зато прекрасно себя чувствует внутри помещений при комнатной температуре, где способен уничтожить любые предметы из древесины, включая не только мебель и различные более мелкие изделия, но даже деревянные стены и элементы декоративной отделки. Появляется он не с улицы, а исключительно в результате заражения из-за заноса какого-нибудь предмета с активным очагом точильщика. И если при появлении первых признаков наличия шашеля не принять срочных мер, то справиться с этой напастью потом будет крайне сложно.
Шашель – маленький (3-5 мм) жучок темно-бурого цвета, который способен летать на небольшие расстояния. Активен он в темноте, а днем спит в защищенных от света местах. Жизненный цикл жуков небольшой – всего 2-4 недели. За это время самка жука находит партнера, а после спаривания и отложения яиц она погибает. И вот ведь какая штука: жуки мужского пола никакой опасности для окружающих предметов не представляют, их задача единственная и простая – сделать свое мужское дело и точка! Весь вред от от самок. Они откладывают яйца в затемненных влажных местах, а через несколько недель появившиеся микроскопические личинки вгрызаются в древесину и живут в ней несколько лет (от 2 до 7) и лишь потом превращаются в кокон, из которого наружу выбирается новых жук, проделывая летное отверстие. Активный лет жуков происходит весной (апрель-май), до этого момента процессы появления летных отверстий прекращаются. Самое плохое в том, что за эти годы (2-7 лет) обнаружить жизнеспособные личинки очень сложно, поскольку наружу они не выходят, а наличие летных отверстий говорит о том, что жука в древесине уже нет. Но сделав свое дело, он (т.е. она) может вновь отложить яйца на том же предмете или на соседних, т.е. такие циклы могут продолжаться до тех пор, пока все вокруг не будет уничтожено или не будут уничтожены сами насекомые.
Бояться летных отверстий нечего. Это пуля, которая уже пролетела мимо. Но они должны настораживать и побуждать следить за развитием ситуации. Первым признаком жизнедеятельности личинок в древесине является появление древесной пыли на горизонтальных поверхностях возле предмета: на полу, на полке с предметом или, например, на радиодеталях приемника. Поэтому у реставраторов есть жесткое правило: если на предмете обнаружены летные отверстия, то его нельзя располагать рядом с другими деревянными предметами в открытом виде; предмет необходимо поместить в прозрачный полиэтиленовый пакет (например, просто обернуть стреч-пленкой) и наблюдать за ним в течение нескольких недель в отапливаемом помещении при температуре не ниже 18°С (при снижении t личинки «засыпают»). Если за это время на дне пакета появляется древесная пыль, значит личинки живы, и есть опасность заражения.
Вторым признаком присутствия личинок в древесине является наличие на поверхности древесины очень мелких, еле заметных, дырочек: так взрослая личинка «намечает» лаз для будущего жука перед своим превращением в куколку, из которой через 2-4 недели появится жук, расширит отверстие и выберется наружу. Впрочем, может и не выбраться, а погибнуть. В подобных ситуациях реставраторы замазывают все обнаруженные отверстия и, поместив предмет в пленку, наблюдают за появлением новых.
И все же главным остается вопрос о том, что делать, если активность личинок обнаружена.
Бояться этого тоже не стоит, потому что их можно уничтожить. Но сделать это не просто.
В музейной практике предметы с признаками активности личинок жуков-точильщиков подвергают фумигации, т.е. обработке газами с высокой проникающей способностью. (например, бромистым метилом), которая производится в специальных камерах. Однако, этот газ весьма опасен не только для личинок, но и для здоровья человека, поэтому в домашних условиях его применять нельзя.
Среди народных рецептов различных средств борьбы с жуками-точильщиками обычно упоминаются пропитка древесины спиртом, ацетоном, керосином в смеси со скипидаром (1:3), нафталином и бензином, вазелиновым маслом и т.д. Увы, спирт и ацетон не убивает точильщиков, а все поверхностные снадобья больше играют лишь профилактическую роль. Бензин и керосин, действительно, губителен для личинок и жуков, если только жидкость смогла до них добраться (в тонких дощечках это возможно). Однако эти жидкости испаряются из древесины не менее 6 месяцев, создавая повышенную пожароопасность для окружающей среды. Поэтому в домашних условиях в качестве наиболее безопасных и эффективных средств уничтожения шашеля приходится применять те, которые действуют как естественные убийцы точильщиков в природной среде, безусловно, используя и антисептики, вводимые внутрь летных отверстий с последующей их заделкой замазками или шпатлевкой. Но антисептики при этом используются только как дополнительные, а не основные меры.
Естественными убийцами личинок шашеля являются высокая (более +50°С) и низкая (ниже -15°С) температура, поэтому мебельные точильщики в растущих деревьях не заводятся. Если реставрируемый предмет небольшой по размеру (например, небольшой громкоговоритель или детекторный приемник), то лучшим средством уничтожения в нем личинок точильщика является помещение его корпуса (или отдельных деталей) в морозильную камеру холодильника на 5-7 дней. Крупные предметы из древесины при подозрении, что в них имеются личинки шашеля, помещают в большие холодильные камеры или изолируют до зимы, а в зимнее время бывает достаточно оставить их на морозе в сухом помещении минимум на неделю. Результат будет гарантированным: личинки на морозе погибают.
При высокой температуре (+35-40°С) жизнедеятельность личинок приостанавливается, но погибают они только при температуре выше +50°С. На этой основе созданы и функционируют парогенераторы и СВЧ-облучатели, которые применяются для уничтожения жуков-древоточцев в деревянных домах. Поэтому СВЧ-печи и даже сауны, доведенные до температуры 80-100°С вполне могут помочь справиться с этим злом. Однако время выдержки в зоне высокой температуры сильно зависит от толщины материала, поэтому это средство не всегда дает 100%-ый результат.
Если еще одно важное обстоятельство. Личинки шашеля не питаются древесиной, они ее перемалывают для извлечения влаги. Именно она является основным питательным продуктом для их роста: в старой сухой древесине личинки не поселяются. Поэтому все экспонаты музеев регулярно проветриваются, причем в идеале – на сухом свежем воздухе в солнечную погоду под навесом. Это является хорошей профилактикой против шашеля и плесени. И тем нашим коллегам, у кого милый сердцу экземпляр хранился во влажном подвале или в гараже, это полезно делать регулярно. И еще: личинки живут только в натуральной древесине, в ДСП и многослойной фанере они существовать не могут.
Когда появилась уверенность в безопасности предмета с летными отверстиями, его можно обрабатывать любыми традиционными способами: расчищать и шлифовать поверхности, шпатлевать отверстия, грунтовать, красить и лакировать, а при прозрачной отделке – заделывать отверстия с помощью древесных замазок (опилки на клеевой основе). Ну а если деталь внутри окажется существенно разрушена воздействием личинок, то лучше ее заменить новой, используя при этом технологии искусственного старения материалов.
Подводя итог этой теме, можно сказать, что бояться наличия летных отверстий в деревянных деталях старинных радиоприемников не нужно, иначе можно навсегда потерять редкий и ценный экспонат. Но обращаться с таким предметом нужно со знанием дела, для чего и был предназначен этот материал.
С уважением, VINT

