(его ник checha, фото размещены с его дозволения) обнаружилась удивительная для нашего времени вещь - лампа Папалекси.




Владелец снёсся с Музеем Связи в Петербурге и ему подтвердили, что это действительно она, предположительно 1915-го года изготовления.
Радиолампа Папалекси
(цитата отсюда: http://itnewsrussia.ru/novosti/russkie- ... aniya.html )
Первая русская усилительная трехэлектродная электронная лампа была изготовлена в конце августа - начале сентября 1914 г. Сконструировал лампу Николай Дмитриевич Папалекси (02.12.1880 - 03.11.1947), научный консультант лаборатории Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ) в Петрограде. В июле 1914 г. он в связи с тревожной обстановкой накануне Первой мировой войны вернулся на родину из Германии, где в Страсбургском университете работал под руководством немецкого физика К. Ф. Брауна. Эта лампа получила название «лампа Папалекси» и была предназначена для усилителей армейского радиотелеграфа. Радиолампы Папалекси большой мощности имели крупные габариты и предназначались для генерирования, а меньшей мощности и габаритов использовались в качестве детектора или для усиления электрических колебаний.
Для работы лампы Папалекси требовалось 2 батареи сухих гальванических элементов, одна напряжением 4 В для нити накала, а вторая - анодная напряжением 40-150 В. Напряжение анодной батареи выбиралось в зависимости от устройства, в котором лампа использовалась, оно могло быть 40 В, 60 В, 80 В или 150 В.
Н. Д. Папалекси разработал 2 типа «мягких радиоламп» (с пониженным вакуумом, давление 104... 105 мм рт.ст.). Конструкции анода, сетки и нити накала первых радиоламп были подобны элементам ионной лампы Раунда с парами ртути в баллоне. Стеклянный баллон лампы напоминал электрическую лампу Т. Эдисона. Конструкция цоколя лампы Папалекси также была заимствована от электрической лампы, но конструкции англичанина Дж. Свэна.
В истории радиотехники вопрос усиления как высокочастотного, так и низкочастотного электрического сигнала долго оставался открытым. Над этой проблемой работали ученые разных стран мира, но наиболее ощутимые результаты были получены в Германии, США, Франции и отчасти в России. Ученые этих стран, в конце концов, создали новую, вторую после вакуумного диода, электронную лампу (как тогда говорили - катодное реле), которая позволяла не только выпрямлять принимаемый радиосигнал, но и усиливать его.
Сетка была очень густая и при небольшом отрицательном ее потенциале происходило запирание лампы. Увеличение с помощью движка потенциометра положительного напряжения на сетке способствовало пролёту электронов через сетку, что делало ионизацию в лампе более интенсивной. Для возникновения ионизации нужна была определённая температура. На холоде лампа не работала, отсутствовал анодный ток, в этом случае говорили, что лампа стала «жёсткой». Тогда брали горящую спичку и подносили ее к специальному отростку на лампе, на котором находилась серебряная амальгама. Лампа «смягчалась» и начинала работать. Что же касалось электронов, вылетающих из нагретого катОда, то лишь небольшая их часть улетала за сетку и принимала участие в ионизации. Большое их количество оседало на сетке, бомбардируя её со стороны катода, в то время как с противоположной стороны она испытывала удары положительных ионов. Неудивительно, что в таких условиях лампа долго не выживала.
Катоды ламп Папалекси были прямого накала, изготовлялись из оксидированной платино-иридиевой проволоки. Анод и сетка были никелевыми. Электроды для ламп поступали в основном из-за границы. В лаборатории завода РОБТиТ производилась сборка этих электродов на стеклянную ножку, а откачка собранных ламп и их запайка выполнялись на заводе пустотных аппаратов Н. А. Федорицкого (Набережная реки Фонтанка, 165).
Следует заметить, что это предприятие сыграло важную роль в создании первых конструкций отечественных радиоламп. Завод был основан в Петрограде в 1913 году инженером Николаем Александровичем Федорицким и представлял собой мастерскую по изготовлению рентгеновских трубок и стеклянных баллонов для газовых ламп. Мастерская размещалась в обычной квартире. Во второй половине 1914 года, когда шли бои на фронтах Первой мировой войны, заводу был выделен кредит на расширение производства и военный заказ. В течение двух недель производство было спешно расширено и в 1915 году преобразовано в Первый русский завод трубок Рентгена. Эмблемой завода стала пентаграмма (пятиконечная звезда) в круге, вокруг звезды располагались буквы: ПРЗРТ. Федорицкий не смог быстро найти подходящие помещения и ему пришлось нанять и приспособить под производство 5 частных квартир, состоявших из 26 комнат и располагавшихся на трёх этажах. Удалось найти стеклодувов, которые экспериментальным путем подобрали состав стекла, пропускающий рентгеновские лучи и стойкий к длительному локальному нагреву. Была отработана технология впайки электродов в стеклянную колбу без использования эмали. Весь сложнейший процесс изготовления рентгеновских трубок из поставляемых стеклянных и металлических заготовок происходил по оригинальным технологиям завода. Все эти технологические наработки пригодились при производстве первых радиоламп.
В лаборатории завода собирались генераторные лампы, имевшие несколько больший баллон, нежели усилительные лампы, и анодное напряжение до 2000 В. Первые генераторные лампы отдавали полезную мощность до 10 Вт. Эти лампы использовались при изготовлении гетеродинных приемников, предназначавшихся для приема сигналов радиостанций незатухающих колебаний. Через некоторое время, профессор Папалекси на заводе Федорицкого изготовил первые отечественные генераторные лампы большой мощностью до 100 Вт.
В 1916 г. по просьбе Н. Д. Папалекси образцы его ламп были переданы для мелкосерийного производства «Первому русскому заводу трубок Рентгена», который в сжатые сроки освоил производство радиоламп различного типа, катодное реле завода РОБТиТ стоило 250 рублей, а его ресурс составлял около 11 дней.
На второй год Первой мировой войны при непосредственном участии Папалекси была установлена первая в России радиотелефонная связь с помощью ламповых передатчиков мощностью в несколько ватт между Петроградом и Царским Селом (расстояние 25 км).
На лампах Папалекси были построены двух- и трехкаскадные усилители звуковой частоты, гетеродины и ламповые приемники для армии и авиации. Авиационные радиоприемники лично испытывал в воздухе сам создатель первой русской радиолампы. Радиоаппаратура на лампах Папалекси значительно улучшила радиосвязь на фронте. Применение ламп намного повысило чувствительность радиоприемников, имевшихся тогда в армии.

