Доска объявлений

Активные темы доски объявлений

Перегревается двигатель в "Чайке-М"

Общение любителей ламповой радиоаппаратуры.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
lovinmaid
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 28 окт 2022, 17:31
Поблагодарили: 1 раз

Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#1

#1 Непрочитанное сообщение lovinmaid » 04 мар 2023, 22:39

Здравствуйте уважаемые форумчане.
Вопрос по катушечному магнитофону "Чайка-М".

После определенных усилий по реанимации "Чайки-М", долгое время валявшейся на даче,
удалось настроить ЛПМ и получить какое-то звучание, но при этом обнаружилась неприятная особенность:
перегрев рабочего двигателя ЭДГ-1M. Двигатель отрегулирован и смазан, вращается легко, включен по схеме
с пусковым конденсатором 1 мкф и дополнительным сопротивлением 500 ом. ЛПМ отрегулирован так, чтобы создавать минимальную нагрузку на двигатель, пассики установлены новые с оптимальным натяжением. Несмотря на это двигатель в течение 5 мин. разогревается даже без нагрузки, примерно до 65°С., еще сильнее разогревается дополнительное сопротивление до 70-75°С, хотя оно довольно мощное, непонятно сколько оно может выдержать. Пробовал менять конденсатор на 0,5 мкф, при этом температура чуть ниже, а резистор так вообще, практически не греется,но пускового момента не хватает для старта двигателя под нагрузкой, поэтому пришлось вернуть конденсатор 1 мкф.
Пробовал также разные варианты подключения обмоток двигателя, но меняется лишь направление вращения, снова пришлось
вернуть все, как было.
Электродвигатель ЭДГ-1М рассчитан на работу от сети 220 в., так что перегрев по питанию исключен.
У двигателя 2 пары практически одинаковых по сопротивлению обмоток, одна 560 ом другая 512 ом, т.е не похоже
на короткозамкнутые витки. Вентилятора в двигателе не было изначально, да и места для него там нет, т.к. слишком мало расстояние
между ротором, передней крышкой и шкивом.
Кто нибудь сталкивался с такой проблемой или это нормальное явление для ассинхронного двигателя такого типа?
ВладимирИзображение

Аватара пользователя
FAI4
Сообщения: 14931
Зарегистрирован: 07 сен 2014, 20:33
Откуда: Брянск
Благодарил (а): 158 раз
Поблагодарили: 540 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#2

#2 Непрочитанное сообщение FAI4 » 04 мар 2023, 23:48

Какое напряжение в сети?
Не забывайте Закон Ома

Аватара пользователя
rekord-61
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 27 окт 2016, 01:54
Откуда: МО, Балашиха
Благодарил (а): 261 раз
Поблагодарили: 284 раза

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#3

#3 Непрочитанное сообщение rekord-61 » 04 мар 2023, 23:50

lovinmaid писал(а):
04 мар 2023, 22:39
долгое время валявшейся на даче
Не отсырел ли движок? Раскрыть и просушить при комнатной температуре недельку-две.
lovinmaid писал(а):
04 мар 2023, 22:39
рассчитан на работу от сети 220 в., так что перегрев по питанию исключен.
В розетке напруга какая? В н.в. бывает и 230-240в запросто нормой.
И еще вопросик - не ставите ли вы его "на попа"? Т.е. этот движок рассчитан только на вертикальную работу (маг горизонтально), и то он греется, примерно, градусов до 40-50ти (горячий, но рука держит).
"Хрен ли думать - все давно придумано!"
С уважением, Николай Александрович.

Tofiq62
Сообщения: 15674
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 14:57
Откуда: Республика Азербайджан г.Баку
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 347 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#4

#4 Непрочитанное сообщение Tofiq62 » 05 мар 2023, 07:06

Они все греются и даже очень.

Аватара пользователя
lovinmaid
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 28 окт 2022, 17:31
Поблагодарили: 1 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#5

#5 Непрочитанное сообщение lovinmaid » 05 мар 2023, 10:56

Отвечаю на вопросы в порядке поступления :
1. напряжение сети 218-219 в.
2. двигатель не отсыревший
3. магнитофон стоит горизонтально
Если бы он нагревался даже до 60°, я бы не переживал, но я боюсь,что через час там будут все 100 и обмотки расплавятся,
поэтому больше 10 мин.не давал работать. Может есть какая то зависимость от дополнительного сопротивления и пускового конденсатора?
Для чего вообще это сопротивление, если двигатель на 220в.?

Аватара пользователя
Sulphur
Сообщения: 22487
Зарегистрирован: 08 янв 2010, 16:45
Откуда: Челябинск
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 397 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#6

#6 Непрочитанное сообщение Sulphur » 05 мар 2023, 11:39

RC-цепь - фазосдвигающая. Сильно греться сопротивлению - это нормально, не зря ставятся мощные проволочные резисторы. Вон у КД-6-4 резистор тоже сильно греется, и это тоже нормально, и сам двигатель со временем становится горячим.
Лузер-неудачник, рождённый для одиночества...

Аватара пользователя
Самый !
Сообщения: 19943
Зарегистрирован: 18 дек 2009, 19:19
Откуда: дер. Новое Девяткино
Благодарил (а): 419 раз
Поблагодарили: 879 раз
Контактная информация:

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#7

#7 Непрочитанное сообщение Самый ! » 05 мар 2023, 11:48

1)
lovinmaid писал(а):
05 мар 2023, 10:56
есть какая то зависимость от дополнительного сопротивления и пускового конденсатора?
есть. Проверьте конденсатор обязательно, хотя бы "подменой" на заведомо исправный такого же номинала.

2)
lovinmaid писал(а):
04 мар 2023, 22:39
не похоже на короткозамкнутые витки
похоже. Меня смущает таки значительный разброс сопротивлений: даже один КЗ виток приведёт к перегреву, и Ом-метром это не "выловить".

Померять и сравнить индуктивности катушек можете?
По почте на тех. вопросы не отвечаю в 2023 году тоже, прошу сюда : viewtopic.php?f=3&t=93525

Аватара пользователя
gsmart
Сообщения: 4271
Зарегистрирован: 25 июл 2015, 22:14
Откуда: 57 RUS
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 121 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#8

#8 Непрочитанное сообщение gsmart » 05 мар 2023, 14:13

Греются такие движки довольно прилично, по китайскому показометру типа DT9208 с термопарой в районе 60-80°С, это нормально.
А короткозамкнутый виток/витки можно выявить по потребляемому электромотором току на холостом ходу.
Изображение

Tofiq62
Сообщения: 15674
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 14:57
Откуда: Республика Азербайджан г.Баку
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 347 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#9

#9 Непрочитанное сообщение Tofiq62 » 05 мар 2023, 16:24

Если обмотка замкнута то и 10 минут хватит чтобы двигатель начал дымиться.

Аватара пользователя
Sulphur
Сообщения: 22487
Зарегистрирован: 08 янв 2010, 16:45
Откуда: Челябинск
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 397 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#10

#10 Непрочитанное сообщение Sulphur » 05 мар 2023, 16:25

Так при замкнутой мотор и не должен работать, полагаю.
Лузер-неудачник, рождённый для одиночества...

Аватара пользователя
A.T.
Сообщения: 4093
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 15:08
Откуда: Москва
Благодарил (а): 91 раз
Поблагодарили: 73 раза
Контактная информация:

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#11

#11 Непрочитанное сообщение A.T. » 05 мар 2023, 17:52

Sulphur писал(а):
05 мар 2023, 16:25
Так при замкнутой мотор и не должен работать, полагаю.
Должен. Потеряет мощность, будет дымиться, жрать много ампер, но пытаться крутиться будет.

А, вообще, у меня на Чайке-М он весьма тёплый. Но не обжигает, и не воняет горелым. И работает великолепно.
Мой сайт о ретро-компьютерах, электронике и не только.

JAS
Сообщения: 6274
Зарегистрирован: 18 сен 2009, 19:12
Откуда: Красноармейск Моск. обл.
Благодарил (а): 232 раза
Поблагодарили: 134 раза

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#12

#12 Непрочитанное сообщение JAS » 05 мар 2023, 18:20

Номинал 1мкф нужно подобрать поточнее. И греться будет меньше и вибрировать/гудеть... Добиваться равенства токов в полуобмотках на ХХ хотя бы.
С уважением, Александр

Аватара пользователя
Sulphur
Сообщения: 22487
Зарегистрирован: 08 янв 2010, 16:45
Откуда: Челябинск
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 397 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#13

#13 Непрочитанное сообщение Sulphur » 05 мар 2023, 18:27

А может, подобрать сопротивление резистора, включив вместо него ПЭВР где-нибудь на 1,5 к...
Лузер-неудачник, рождённый для одиночества...

Аватара пользователя
YSW
Сообщения: 198
Зарегистрирован: 18 фев 2023, 20:49
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 23 раза

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#14

#14 Непрочитанное сообщение YSW » 05 мар 2023, 19:11

Изображение
Изображение
lovinmaid, посмотрите по таблице номиналы С и R вашего двигателя,а потом можете рассчитать температуру обмоток.

JAS
Сообщения: 6274
Зарегистрирован: 18 сен 2009, 19:12
Откуда: Красноармейск Моск. обл.
Благодарил (а): 232 раза
Поблагодарили: 134 раза

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#15

#15 Непрочитанное сообщение JAS » 05 мар 2023, 19:23

Sulphur писал(а):
05 мар 2023, 18:27
подобрать сопротивление резистора,
Так даже проще! Самое главное, добиться нужного сдвига фаз!!! Поточнее, потому что ёмкость может отличаться +/- 25% и положение движка мощного резистора тоже от времени нужно скорректировать, для того он в схеме и стоит как подстроечный - подстройтесь сперва, а потом уж и температуру измеряйте. Но при комнатной +20*С максимум будет +75*С, это рукой уже не удержать, обжигает...
С уважением, Александр

Аватара пользователя
Sulphur
Сообщения: 22487
Зарегистрирован: 08 янв 2010, 16:45
Откуда: Челябинск
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 397 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#16

#16 Непрочитанное сообщение Sulphur » 05 мар 2023, 19:26

Я думаю, добиться этого можно по минимуму вибраций мотора под нагрузкой, т.е. когда крутятся катушки. Ведь не бывает одинаковых экземпляров, а в условиях массового производства никто не будет отдельно для каждого экземпляра регулировать фазосдвиг. ИМХО. Хотя в каких-то магнитофонных панелях стоял подстроечный резистор...

P.S. JAS, в схеме Чайки - постоЯнный резистор.
Лузер-неудачник, рождённый для одиночества...

Аватара пользователя
lovinmaid
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 28 окт 2022, 17:31
Поблагодарили: 1 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#17

#17 Непрочитанное сообщение lovinmaid » 05 мар 2023, 19:34

Спасибо всем за участие, вопрос решил заменой советского конденсатора МБГО на современный пленочный, номиналом 0,68 мкф.х 250в.
Вначале хотел поставить паралельно советские 0,5 +0,25 мкф, но на радиорынке посоветовали этот, сказали, что их ставят в качестве пусковых.
Вообщем результатом остался доволен - резистор и двигатель греться стали существенно меньше, где то в районе 62°С в течении часа. Короче нужна была тщательная подборка конденсатора. Тему на этом можно закрывать. Еще раз спасибо.
Изображение

Аватара пользователя
Sulphur
Сообщения: 22487
Зарегистрирован: 08 янв 2010, 16:45
Откуда: Челябинск
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 397 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#18

#18 Непрочитанное сообщение Sulphur » 05 мар 2023, 19:37

Этот, вроде, помехозащитный, но кто знает, может и в качестве пускового сгодится...
Лузер-неудачник, рождённый для одиночества...

Аватара пользователя
lovinmaid
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 28 окт 2022, 17:31
Поблагодарили: 1 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#19

#19 Непрочитанное сообщение lovinmaid » 05 мар 2023, 19:45

YSW, Не дадите ссылочку на источник, откуда взята информация,

Oleg456
Сообщения: 2393
Зарегистрирован: 05 фев 2018, 18:25
Откуда: Воронеж
Благодарил (а): 26 раз
Поблагодарили: 265 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#20

#20 Непрочитанное сообщение Oleg456 » 05 мар 2023, 19:46

Такие кондёры стоят на модулях управления холодильников Индезит, Бош и многих других в качестве гасящих, максимально на что их хватает отработать гарантийный срок, года два не больше и они теряют емкость, особенно не любят нагрев, лучше и намного надежней это наши К73-17 Изображение лучший вариант это еще советские, с ними проблем вообще не бывает.

Аватара пользователя
YSW
Сообщения: 198
Зарегистрирован: 18 фев 2023, 20:49
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 23 раза

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#21

#21 Непрочитанное сообщение YSW » 05 мар 2023, 20:29

М.Д.Ганзбург Электродвигатели для магнитофонов и эпу. В нете в свободном доступе.

Аватара пользователя
Valkyr2003
Сообщения: 2818
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 08:42
Откуда: Москва, СССР
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 23 раза

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#22

#22 Непрочитанное сообщение Valkyr2003 » 06 мар 2023, 16:53

Oleg456 писал(а):
05 мар 2023, 19:46
Такие кондёры стоят на модулях управления холодильников Индезит, Бош и многих других в качестве гасящих, максимально на что их хватает отработать гарантийный срок, года два не больше и они теряют емкость, особенно не любят нагрев, лучше и намного надежней это наши К73-17 Изображение лучший вариант это еще советские, с ними проблем вообще не бывает.
MKP-X2 это помехоподавляющие конденсаторы и применять их в качестве гасящих (балластных), мягко говоря, неправильно. Вы это имели в виду, когда написали "в качестве гасящих"? Странно, что проектировщики Боша и Индезита этого не знают.

Oleg456
Сообщения: 2393
Зарегистрирован: 05 фев 2018, 18:25
Откуда: Воронеж
Благодарил (а): 26 раз
Поблагодарили: 265 раз

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#23

#23 Непрочитанное сообщение Oleg456 » 06 мар 2023, 17:30

Valkyr2003 писал(а):
06 мар 2023, 16:53
Oleg456 писал(а):
05 мар 2023, 19:46
Такие кондёры стоят на модулях управления холодильников Индезит, Бош и многих других в качестве гасящих, максимально на что их хватает отработать гарантийный срок, года два не больше и они теряют емкость, особенно не любят нагрев, лучше и намного надежней это наши К73-17 Изображение лучший вариант это еще советские, с ними проблем вообще не бывает.
MKP-X2 это помехоподавляющие конденсаторы и применять их в качестве гасящих (балластных), мягко говоря, неправильно. Вы это имели в виду, когда написали "в качестве гасящих"? Странно, что проектировщики Боша и Индезита этого не знают.
Эти кондёры MKP-X2Изображение эту дрянь, хвалёные фирмы ставят именно на место гасящих, а не помехопадавляющих, там на фото два от БОША, а черный стоял фазосдвигающим на вентиляторе кондиционера внутреннего блока DAIKIN, так еще и ставят их рядом с теми деталями, которые больше всего греются. На БОШЕ впритык к радиаторам симмисторов которые гоняют компрессоры
Изображение Модуль от холодоса ВИРПУЛ Изображение электролиты, да и гасящий кондер синий, стоят в окружении мощных стабилитронов три штуки они греются так что палец не терпит(плата под ними всегда потемневшая, хотя места на плате свободного полно, что у БОША, что у ВИРПУЛА) и все это в коробке, а холодильники работают круглосуточно. Гарантию отрабатывают и всё, а дальше платите за ремонт сервис, кондёры не меняет, а сразу модуль, а цена первого 9700 руб.а второго 11000 руб, плюс услуга сервиса.

JAS
Сообщения: 6274
Зарегистрирован: 18 сен 2009, 19:12
Откуда: Красноармейск Моск. обл.
Благодарил (а): 232 раза
Поблагодарили: 134 раза

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#24

#24 Непрочитанное сообщение JAS » 06 мар 2023, 19:22

Sulphur писал(а):
05 мар 2023, 19:26
JAS, в схеме Чайки - постоЯнный резистор.
В моём совете ключевая фраза - настроить фазовый сдвиг! Хоть конденсатором ( что пострадавший и проделал!), хоть резистором. Самое главное - теперь температура в норме!!! т.е я был прав, когда обнародовал причину.
С уважением, Александр

twoporylyj
Сообщения: 1073
Зарегистрирован: 01 ноя 2020, 21:07
Благодарил (а): 66 раз
Поблагодарили: 52 раза

Re: Перегревается двигатель в "Чайке-М"

#25

#25 Непрочитанное сообщение twoporylyj » 08 мар 2023, 22:27

КЗ витки при прозвонке постоянкой не видны.

Ответить