|
"Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
-
- Сообщения: 2536
- Зарегистрирован: 08 янв 2020, 21:12
- Откуда: Родина Маршала Победы и колыбель Космонавтики
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 230 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Кстати западные предприятия тоже многие ликвидировались к примеру AKAI
- BillyDOS
- Сообщения: 3216
- Зарегистрирован: 01 май 2018, 19:06
- Откуда: Самара
- Благодарил (а): 27 раз
- Поблагодарили: 150 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Только ликвидировались они сами по причине падения спроса на аудиотехнику. Когда как большинство наших заводов закрыли принудительно
Ну, ты знаешь старую формулу: комедия — это трагедия плюс время Ты проспала немало времени. Так что, если посчитать, ты в очень забавной ситуации
Оцифровки ГДРЗ: https://audio.retro-archive.ru/
Оцифровки ГДРЗ: https://audio.retro-archive.ru/
-
- Сообщения: 2536
- Зарегистрирован: 08 янв 2020, 21:12
- Откуда: Родина Маршала Победы и колыбель Космонавтики
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 230 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Так и у нас нет спроса на данный вид техники, поэтому они бы тоже рано или поздно закрылись бы. Если только перепрофилировать на выпуск другой продукции, но это ведь 90 годы, тогда важнее разграбить и продать было.BillyDOS писал(а):Только ликвидировались они сами по причине падения спроса на аудиотехнику. Когда как большинство наших заводов закрыли принудительно
- BillyDOS
- Сообщения: 3216
- Зарегистрирован: 01 май 2018, 19:06
- Откуда: Самара
- Благодарил (а): 27 раз
- Поблагодарили: 150 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Вега вполне пыталась идти в ногу со временем и делать аудиотехнику которую можно было бы сравнивать с западными аналогами. Не смогли, 90тые их съели.
На том же западе мода на хороший звук упала в концу 90х когда CD заполонил рынок и любая балалайка могла выдать хороший звук без шумов и явно слышимых искажений.
На том же западе мода на хороший звук упала в концу 90х когда CD заполонил рынок и любая балалайка могла выдать хороший звук без шумов и явно слышимых искажений.
Ну, ты знаешь старую формулу: комедия — это трагедия плюс время Ты проспала немало времени. Так что, если посчитать, ты в очень забавной ситуации
Оцифровки ГДРЗ: https://audio.retro-archive.ru/
Оцифровки ГДРЗ: https://audio.retro-archive.ru/
-
- Сообщения: 2897
- Зарегистрирован: 19 июн 2010, 11:44
- Откуда: Минская обл.
- Благодарил (а): 133 раза
- Поблагодарили: 166 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Зазор без макросъёмки не увидеть.Игорь40 писал(а):Вот тут зазоры странные, во всяком случае на фото.
Вот пример нулёвой моно-головы Бердского радиозавода Вега (год выпуска 1983г).
Андрей
- Vygandas
- Сообщения: 7027
- Зарегистрирован: 20 сен 2009, 11:04
- Откуда: Вильнюс, Литва
- Благодарил (а): 93 раза
- Поблагодарили: 388 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
ssmmiill отличная съемка
BRG - это Budapesti Radiotechnikai Gyar , если Вы думали что это Бердск
BRG - это Budapesti Radiotechnikai Gyar , если Вы думали что это Бердск
Старший сержант Советской армии, в запасе
-
- Сообщения: 2897
- Зарегистрирован: 19 июн 2010, 11:44
- Откуда: Минская обл.
- Благодарил (а): 133 раза
- Поблагодарили: 166 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
ах, да , в Веге стояли часто венгерские лентопротяжки, я так привык что уже их за вегу считал.
Андрей
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Венгерские головки очень много где стояли. Видел их и в магнитофонах "Весна", и в "Романтиках" (носимых), и в рижской деке Радиотехника МП-7210. Тут советовали вообще через микроскоп в зазор смотреть, чтобы увидать что там творится. Только, сдаётся мне, всё равно последнее слово за реальным прогоном в магнитофоне. Тогда и микроскоп не обязателен, ИМХО.
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Хочу испробовать восстановление шероховатости "лысых" тонвалов. При восстановлении старых дек, много отпахавших на своём веку, это оказалось актуальным. Ремонтировал Вильму-102. Упорно не мог победить детонацию, внезапно возникающую (правда, не на всех кассетах, в основном TDK SA/SA-X) в конце рулона. Не помогла ни замена правого ролика (узкого на широкий), ни увеличение прижима роликов к валам, ни уменьшение момента трения в подающем узле. Дошёл до замены валов (был небольшой запас новых и мало убитых). Только это и помогло — враз исчезла детонация. Старые валы от времени "отполировались" о ленту и, как результат, детон. Из-за этого, кстати, снижается и натяжение ленты на головках, контакт с головками ухудшается.
Вопрос к опытным — кто-нибудь успешно восстановил заводскую шероховатость валов в Вильмах/Сандах или Орбитах и каким методом? Знаю про хлорное железо, но бывалые предостерегали — типа, надо хорошо знать из чего в точности сделан тонвал. Это ж реакция замещения (как при травлении плат).
По ходу, возник ещё интересный вопрос. Встречаются деки с полированными тонвалами! Не от времени, а изначально, с завода такие — как зеркало. Например, "Яуза-221" такая. У меня их в жизни было две, и ни одна не страдала детонацией. Как же это она ухитрялась с полированным-то валом и нормально тянуть ленту? При том, у Яузы-221 вал один, а у Вильмы-102 целых два, и, однако, не тянула, пока валы не заменил. Катушечник у меня с зеркальным тонвалом, а никакой детонации... Может, вильмовские отполировать?
Вопрос к опытным — кто-нибудь успешно восстановил заводскую шероховатость валов в Вильмах/Сандах или Орбитах и каким методом? Знаю про хлорное железо, но бывалые предостерегали — типа, надо хорошо знать из чего в точности сделан тонвал. Это ж реакция замещения (как при травлении плат).
По ходу, возник ещё интересный вопрос. Встречаются деки с полированными тонвалами! Не от времени, а изначально, с завода такие — как зеркало. Например, "Яуза-221" такая. У меня их в жизни было две, и ни одна не страдала детонацией. Как же это она ухитрялась с полированным-то валом и нормально тянуть ленту? При том, у Яузы-221 вал один, а у Вильмы-102 целых два, и, однако, не тянула, пока валы не заменил. Катушечник у меня с зеркальным тонвалом, а никакой детонации... Может, вильмовские отполировать?
- devel
- Сообщения: 1014
- Зарегистрирован: 30 июн 2013, 13:10
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 64 раза
- Поблагодарили: 76 раз
- Контактная информация:
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Вот этого точно не надо делать. Чуть выше BillyDOS давал ссылки на КД к ЛПМ "Эрнст Планка" оно же Вильма. Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что вал имеет несколько зон, с разной механической и химической обработкой. В частности, зона Б ("рифленая" часть вала) подвергается травлению с завода. Но вот был ли это электролиз, или просто погружение в реагент, как и состав реагента - неизвестны. Если электролиз, то непонятно, что было анодом, а что катодом (т.е. наращивался вал, или из него "выдирались" частицы). Был бы технолог, причастный к подобной истории - были бы примерные сведения. А так, остается догадываться. Но полировать, однозначно, не стоит. Изменится степень скольжения ленты, причем в том месте, где это вообще не нужно. Не уверен точно, но предполагаю, что "величина шероховатости" выбиралась относительно некой "скользкой ленты", чтобы обеспечить стопроцентное зацепление. Ленты с более "шершавым" поливом будут в такой же степени "сцеплены" валом, имеющим шероховатость, при которой "скользкая лента" уже не проскальзывает. Отсюда же следует, почему задубевший и "блестящий" правый ПР это плохо.Может, вильмовские отполировать?
В катушечниках в транспорте ленты принимает участие не только тонвал. Там датчики натяжения, и подмоточные моторы на основе сигнала датчиков регулируют момент на этих движках. В Вильме 102 нет датчиков, кроме того это закрытый тракт. Натяжение регулируется, но только приемного узла. Подающий узел, если не ошибаюсь, имеет статичное торможение фетром. Но есть еще направляющая на левом ПР (качалка). В инструкции по ремонту к В-102 на стр.45 есть информация, что ее "момент сопротивления вращению ...." должен быть 2-6гсм. Т.е. отполировав правый вал, скорее всего, Вы еще сильнее измените механику движения ленты. Причем, на разных лентах (тонких, толстых, гладких, шершавых) это будет проявляться по-разному. Отполировав левый вал, скорее всего, уменьшится общее сопротивление левой пары "Вал-ПР", снизится натяжение, и увеличится детонация. Раз уж так задумано, то стоит регулировать сопротивление всего левого узла Вал-ПР. К сожалению, в инструкции не указано, как это сделать правильно. Но предположу, что с помощью динамометрической кассеты, типа Sony Torque Meter TW-2111/TW-2121.
Магия - это технология, доведенная до совершенства.
Сайт: https://magnetofon.ru/mechanics/magnitnye-golovki.html
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCTetIH ... f0nlr7ZBNw
Сайт: https://magnetofon.ru/mechanics/magnitnye-golovki.html
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCTetIH ... f0nlr7ZBNw
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
devel
Дык, понимаю — я ж это в шутку сказал. Ясно, что закрытый тракт работает не так, как открытый. Оба вала цепляют ленту, и должны цеплять определённо, а не как придётся. Потому и проявилась детонация, когда они оба "облысели", штатная работа нарушилась. Советовался с ребятами с БРЗ — те сказали, что вал надо протравить в 5% растворе хлорного железа. Тогда нет риска его испортить, и за несколько проходов результат достигается. Буду пробовать.
Что касается правого ролика, его я пробовал заменить на обычный, широкий (от Вильмы-104). Нисколько не блестящий. Но толку ровно ноль. Уменьшить момент подмотки пробовал — это резко усилило детонацию, и даже скорость упала. Уменьшить момент торможения подающего узла до некоторой степени можно, но у меня он и без того небольшой — если ещё уменьшить, будут петли при перемотке. Ясно, что лысые валы совершенно "не тянут". Помогла только замена самих валов.
Кстати, в связи с малой шириной обоих роликов (оба всего 4 мм — это старый вариант ЛПМ "Вильмы-102", как в Дуале 839), у меня вообще создалось впечатление, что ролики в протяжке ленты вообще не принимают участия. При такой малой ширине ролика контакт вала с роликом невозможен — толщина ленты не даст. Выходит, ролики просто прижимают ленту к валам по всей её ширине, а трение валов о ленту (для того и нужна шероховатость) и обеспечивает протяжку. А почему ролики делаются блестящими это мне самому интересно. Оказывается, вовсе не потому, что резина задубела. Пробовал и самопальные ролики (переобутые в новую резину). Через месяц работы заблестели так же, как и старые. На работу ЛПМ никак не повлияло.
Что касается направляющей и величины момента, которая указана заводом, это относится не к валу, а к ролику. Ролик своей бронзовой втулкой цепляет направляющую, и как только начинается его вращение, направляющая встаёт в рабочее положение, подставляется под ленту. Это делается подгибкой пластин направляющей, чтобы трение о втулку ролика было не слишком слабым (не то направляющая не попадёт под ленту, и её вмиг зажуёт и сомнёт), но и не слишком сильным (лишний износ пластин направляющей и рост момента трения ролика).
А то, что я написал о магнитофонах с зеркальными валами, так это только в одновальных ЛПМ применяется. Не далее как на днях продавали японскую топовую деку со сквозняком, закрытым трактом и 3-моторным прямым приводом. На крупном фото отлично видно — оба вала шероховатые. А продавец особенно отметил, что заводская шероховатость валов в сохранности. Выходит, я был прав — без этой шероховатости закрытый тракт надёжно работать вообще не может.
Дык, понимаю — я ж это в шутку сказал. Ясно, что закрытый тракт работает не так, как открытый. Оба вала цепляют ленту, и должны цеплять определённо, а не как придётся. Потому и проявилась детонация, когда они оба "облысели", штатная работа нарушилась. Советовался с ребятами с БРЗ — те сказали, что вал надо протравить в 5% растворе хлорного железа. Тогда нет риска его испортить, и за несколько проходов результат достигается. Буду пробовать.
Что касается правого ролика, его я пробовал заменить на обычный, широкий (от Вильмы-104). Нисколько не блестящий. Но толку ровно ноль. Уменьшить момент подмотки пробовал — это резко усилило детонацию, и даже скорость упала. Уменьшить момент торможения подающего узла до некоторой степени можно, но у меня он и без того небольшой — если ещё уменьшить, будут петли при перемотке. Ясно, что лысые валы совершенно "не тянут". Помогла только замена самих валов.
Кстати, в связи с малой шириной обоих роликов (оба всего 4 мм — это старый вариант ЛПМ "Вильмы-102", как в Дуале 839), у меня вообще создалось впечатление, что ролики в протяжке ленты вообще не принимают участия. При такой малой ширине ролика контакт вала с роликом невозможен — толщина ленты не даст. Выходит, ролики просто прижимают ленту к валам по всей её ширине, а трение валов о ленту (для того и нужна шероховатость) и обеспечивает протяжку. А почему ролики делаются блестящими это мне самому интересно. Оказывается, вовсе не потому, что резина задубела. Пробовал и самопальные ролики (переобутые в новую резину). Через месяц работы заблестели так же, как и старые. На работу ЛПМ никак не повлияло.
Что касается направляющей и величины момента, которая указана заводом, это относится не к валу, а к ролику. Ролик своей бронзовой втулкой цепляет направляющую, и как только начинается его вращение, направляющая встаёт в рабочее положение, подставляется под ленту. Это делается подгибкой пластин направляющей, чтобы трение о втулку ролика было не слишком слабым (не то направляющая не попадёт под ленту, и её вмиг зажуёт и сомнёт), но и не слишком сильным (лишний износ пластин направляющей и рост момента трения ролика).
А то, что я написал о магнитофонах с зеркальными валами, так это только в одновальных ЛПМ применяется. Не далее как на днях продавали японскую топовую деку со сквозняком, закрытым трактом и 3-моторным прямым приводом. На крупном фото отлично видно — оба вала шероховатые. А продавец особенно отметил, что заводская шероховатость валов в сохранности. Выходит, я был прав — без этой шероховатости закрытый тракт надёжно работать вообще не может.
-
- Сообщения: 2536
- Зарегистрирован: 08 янв 2020, 21:12
- Откуда: Родина Маршала Победы и колыбель Космонавтики
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 230 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
А если не трудно киньте фото лысого вала который был раньше шероховатым.iGodunoff писал(а): шероховатости "лысых" тонвалов.
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Фото прилагаю. На валу чётко видны четыре зоны: первоначальное состояние поверхности, выработка в подшипнике, неповреждённый участок зоны травления (или не травления — неизвестно как завод это наносил) и светлый поясок — протёрся о ленту. Строго говоря, я был не совсем прав, когда во всём обвинил "лысые" валы. В том аппарате нашлась и другая проблема — изношенные подшипники. Валы откровенно болтались во втулках, а это, сами понимаете, в лучшем случае нарушение параллельности валов осям роликов, что тоже очень плохо, особенно с учётом того, что оси обоих роликов жёстко закреплены на каретке блока головок и совершенно не способны "подстраиваться" под покосившиеся валы. В общем, подшипники я тоже заменил. Новыми, со склада. Хорошо, в своё время мне один хороший человек их продал. А вообще, добыть хорошо сохранившийся вал и подшипник можно из старого ЛПМ (такие нередко есть в продаже). Как ни странно, далеко не всегда в старых ЛПМ убитые валы и подшипники, совсем не обязательно. Всё зависит от того как эксплуатировали аппарат. Часто, к сожалению, попадаются такие, которые за всю их долгую жизнь смазывали всего один раз — на заводе
Последний раз редактировалось iGodunoff 16 авг 2020, 15:52, всего редактировалось 1 раз.
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
У меня тут ещё один маг с двумя тонвалами — "Феникс" (Вильма-110). Но там ЛПМ сделан по позднему варианту (правый ролик широкий и на рычаге, с собственной пружиной). У того облысел только левый вал, при том детонации нет и вообще работает отлично. Всё сходится — левый вал работает с проскальзыванием (его задача в создании натяжения ленты, не зависящего от диаметра рулона). Вот он и лысеет с годами.
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Приветствую всех Вильмоводов, неспешно делаю свою 204, последний раз занимался ей год назад) Дошло дело до внешних деталей, столкнулся с распространенной проблемой - выгорание кнопок, часто вижу их рыжего цвета, вижу, когда часть кнопок рыжая, а часть черная или пятнами. Взял свои кнопки и закрыл маской из изоленты, что бы не закрасить поясок и покрасил из баллона.
https://sun9-4.userapi.com/_GNLzYyH-Qln ... uIQ8nU.jpg
https://sun9-6.userapi.com/mCz5agcmpNl9 ... 6Gi-4Y.jpg
https://sun9-39.userapi.com/D9FoX6NZ842 ... ZPiHUM.jpg
https://sun9-9.userapi.com/cW2T6rH78zXd ... 4FALV0.jpg
https://sun9-4.userapi.com/_GNLzYyH-Qln ... uIQ8nU.jpg
https://sun9-6.userapi.com/mCz5agcmpNl9 ... 6Gi-4Y.jpg
https://sun9-39.userapi.com/D9FoX6NZ842 ... ZPiHUM.jpg
https://sun9-9.userapi.com/cW2T6rH78zXd ... 4FALV0.jpg
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Easy Rider
Очень правильно сделали. Сколько видел "Вильм", у всех эта проблема в разной степени — или кнопки рыжие, или ручки порыжели, да часто ещё и неравномерно. А не скажете чем красили? У меня в покраске вообще никакого опыта нет. Понятия не имею чем покрасить кнопки или, скажем, верхнюю крышку (она слегка драная), чтобы потом не слетело от малейшего прикосновения. Заводскую краску хоть посудной губкой можно мыть, ничего ей не делается. Найти бы такую же...
Очень правильно сделали. Сколько видел "Вильм", у всех эта проблема в разной степени — или кнопки рыжие, или ручки порыжели, да часто ещё и неравномерно. А не скажете чем красили? У меня в покраске вообще никакого опыта нет. Понятия не имею чем покрасить кнопки или, скажем, верхнюю крышку (она слегка драная), чтобы потом не слетело от малейшего прикосновения. Заводскую краску хоть посудной губкой можно мыть, ничего ей не делается. Найти бы такую же...
- Vygandas
- Сообщения: 7027
- Зарегистрирован: 20 сен 2009, 11:04
- Откуда: Вильнюс, Литва
- Благодарил (а): 93 раза
- Поблагодарили: 388 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
iGodunoff, у все "Вильм" не может быть, потому что с временем поумнели и вместо чернения анодированием начали красить порошковой краской
Старший сержант Советской армии, в запасе
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Тогда пардон. Но это было у всех какие мне попадались (а немало). Из них три аппарата 1988 года — 102-я, 104-я и 110-я — (кажется, позже их и не выпускали уже) тоже имеют порыжевшие кнопки. Хотя, вру — у 110-й они не рыжие, а какие-то фиолетовые делаются.
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Я тут на досуге восстанавливал лицевую панель еще, была совсем убитая, вышло не отлично, но приемлемо. Родная краска, как вы писали выше, действительно тверже и не царапается так, я подкрашивал из баллончика панель и краска на ощупь мягче, может сушить ее нужно дольше или при температуре, не знаюiGodunoff писал(а):Easy Rider
Очень правильно сделали. Сколько видел "Вильм", у всех эта проблема в разной степени — или кнопки рыжие, или ручки порыжели, да часто ещё и неравномерно. А не скажете чем красили? У меня в покраске вообще никакого опыта нет. Понятия не имею чем покрасить кнопки или, скажем, верхнюю крышку (она слегка драная), чтобы потом не слетело от малейшего прикосновения. Заводскую краску хоть посудной губкой можно мыть, ничего ей не делается. Найти бы такую же...
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Мне знакомая малярша с нашего завода крышку для Орбиты-121 покрасила. Получилось просто супер (кто бы сомневался — дело мастера боится), но красочка была не тронь. Только смахивать пыль мягкой ветошью, а иначе враз протирается...
Интересный экземпляр 204-й. Судя по символам на индикаторе режимов, что-то из ранних выпусков.
Интересный экземпляр 204-й. Судя по символам на индикаторе режимов, что-то из ранних выпусков.
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Самый конец 84 года, я так понимаю они только пошли в 84.iGodunoff писал(а): ... Интересный экземпляр 204-й. Судя по символам на индикаторе режимов, что-то из ранних выпусков.
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Так и думал. Ранние легко отличить по виду — значки режимов другие. С какого-то года стандарт на них поменялся. Очень хорошие в то время головки делали, а транзюки были в "никелевых" корпусах. Страшно дорого за такие транзисторы просят (и, кстати, не знаю почему).
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Возник вопрос в процессе оживления моей Вильмы - воспроизведение работает хорошо и лпм тоже, а вот с записью есть проблема - пишет с очень большой перегрузкой, даже при громокости записи на 3 пишет высокие с икажениями и вообще сигнал завышен. Но равномерно по обоим каналам. Вот думаю, откуда начинать искать.
- devel
- Сообщения: 1014
- Зарегистрирован: 30 июн 2013, 13:10
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 64 раза
- Поблагодарили: 76 раз
- Контактная информация:
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Начинайте искать с Инструкции по ремонту. Ток записи и подмагничивания.Easy Rider писал(а):Возник вопрос в процессе оживления моей Вильмы - воспроизведение работает хорошо и лпм тоже, а вот с записью есть проблема - пишет с очень большой перегрузкой, даже при громокости записи на 3 пишет высокие с икажениями и вообще сигнал завышен. Но равномерно по обоим каналам. Вот думаю, откуда начинать искать.
Магия - это технология, доведенная до совершенства.
Сайт: https://magnetofon.ru/mechanics/magnitnye-golovki.html
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCTetIH ... f0nlr7ZBNw
Сайт: https://magnetofon.ru/mechanics/magnitnye-golovki.html
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCTetIH ... f0nlr7ZBNw
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Все скачано ещё пару лет назад. Согласитесь, придти на форум и получить ответ - "учите матчасть" не то, что ожидает прочесть человек с таким вопросом.devel писал(а):Начинайте искать с Инструкции по ремонту. Ток записи и подмагничивания.Easy Rider писал(а):Возник вопрос в процессе оживления моей Вильмы - воспроизведение работает хорошо и лпм тоже, а вот с записью есть проблема - пишет с очень большой перегрузкой, даже при громокости записи на 3 пишет высокие с икажениями и вообще сигнал завышен. Но равномерно по обоим каналам. Вот думаю, откуда начинать искать.
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
[quote="Easy Rider"даже при громокости записи на 3 пишет высокие с икажениями и вообще сигнал завышен. Но равномерно по обоим каналам. Вот думаю, откуда начинать искать.[/quote]
Если до Вас аппарат у кого-то побывал, то может быть сбито всё, что угодно. Например, калибровка индикаторов уровня. Они у Вильм раздельно калибруются в режиме записи и воспроизведения. Поэтому, если кто-то накрутил подстроечники Зп и Зл (на плате индикатора они так надписаны), то и будет невесть что. То, что регулятор уровня записи на 3 ещё ни о чём не говорит. У Вильм высокая чувствительность усилителя записи. Если пишете с CD, с компа или с ЦАПа, на тройке получится просто страшенный уровень записи. Это лишний раз говорит, что сбит индикатор.
Если до Вас аппарат у кого-то побывал, то может быть сбито всё, что угодно. Например, калибровка индикаторов уровня. Они у Вильм раздельно калибруются в режиме записи и воспроизведения. Поэтому, если кто-то накрутил подстроечники Зп и Зл (на плате индикатора они так надписаны), то и будет невесть что. То, что регулятор уровня записи на 3 ещё ни о чём не говорит. У Вильм высокая чувствительность усилителя записи. Если пишете с CD, с компа или с ЦАПа, на тройке получится просто страшенный уровень записи. Это лишний раз говорит, что сбит индикатор.
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Кстати, регулировку магнитофона начинают с канала воспроизведения. Потому, что если он врёт, то и запись настраивать бессмысленно. Но для калибровки канала воспроизведения нужна измерительная лента. Она у Вас есть?
Предположим, что регулировки воспроизведения не сбиты. Если сбит только индикатор, то не беда. Подаём на вход сигнал 315 Гц с генератора, включаем запись. На выход подключаем вольтметр переменного тока и регуляторами уровня выставляем 500 мВ в обоих каналах. Теперь подстроечниками на плате индикатора ставим стрелки на 0 дБ. Врубаем запись на кассету и пишем сигнал с генератора. Отматываем и воспроизводим. Если получились те же 0 дБ и 500 мВ на выходах, всё правильно. Если меньше или больше — подстраиваем ток записи.
Если сбито подмагничивание, сложнее. Надо сделать 7-8 пробных записей частоты 315 Гц при разных положениях подстроечников на ГСП, потом воспроизвести и выбрать ту, при которой отдача ленты наибольшая. Это грубо, в первом приближении. Для точной настройки надо сделать штук 10 пробных записей частот хотя бы 315 Гц, 8000 Гц, 14000 Гц. При правильно выставленном токе подмагничивания уровни этих частот будут примерно равны (небольшой завал на 14 кГц — норма).
Но это, опять же, если АЧХ усилителя записи никто не трогал. Если и её тоже тронули, тогда вообще с нуля всю регулировку делать надо. Начинать с подмагничивания, потом АЧХ записи, напоследок точнее подогнать токи записи. И не забудьте, что у Вильм индикатор подключён к выходу усилителя записи, поэтому регулировка тока записи сбивает калибровку индикатора уровня — её в конце надо будет подправить.
А в общем, инструкция, конечно, подробнее расскажет.
Предположим, что регулировки воспроизведения не сбиты. Если сбит только индикатор, то не беда. Подаём на вход сигнал 315 Гц с генератора, включаем запись. На выход подключаем вольтметр переменного тока и регуляторами уровня выставляем 500 мВ в обоих каналах. Теперь подстроечниками на плате индикатора ставим стрелки на 0 дБ. Врубаем запись на кассету и пишем сигнал с генератора. Отматываем и воспроизводим. Если получились те же 0 дБ и 500 мВ на выходах, всё правильно. Если меньше или больше — подстраиваем ток записи.
Если сбито подмагничивание, сложнее. Надо сделать 7-8 пробных записей частоты 315 Гц при разных положениях подстроечников на ГСП, потом воспроизвести и выбрать ту, при которой отдача ленты наибольшая. Это грубо, в первом приближении. Для точной настройки надо сделать штук 10 пробных записей частот хотя бы 315 Гц, 8000 Гц, 14000 Гц. При правильно выставленном токе подмагничивания уровни этих частот будут примерно равны (небольшой завал на 14 кГц — норма).
Но это, опять же, если АЧХ усилителя записи никто не трогал. Если и её тоже тронули, тогда вообще с нуля всю регулировку делать надо. Начинать с подмагничивания, потом АЧХ записи, напоследок точнее подогнать токи записи. И не забудьте, что у Вильм индикатор подключён к выходу усилителя записи, поэтому регулировка тока записи сбивает калибровку индикатора уровня — её в конце надо будет подправить.
А в общем, инструкция, конечно, подробнее расскажет.
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
iGodunoff
Спасибо за развернутый ответ! История аппарата такая - купил его в Луганске, еще год назад, приехали совсем дрова, вдобавок по пути корпус разбился. ЛПМ восстановил, поменял оба мотора и подобрал подходящий пассик, теперь работает. Ролик был овальной формы, пришлось меннять. На плате ГСП была обломана одна катушка и валялась отдельно, по этому записи в одном канале не было вообще. Там тоже все восстановил, теперь и запись работает. Подстроечники все накручены предыдущим владельцем, на них пометки ручкой. Один плюс - кондеры уже были все поменяны, вроде бы без косяков.
Запись вчера настроил - ток подмагничивания на 1 типе настроил и теперь нет хрипа и перегрузки, пишет намного лучше.
Проблема в отсутствии тестовых кассет, осциллограф есть и генератор частот на компьютере.
Инструкцию по ремонту скачал, по ней все и делаю, проблема в том, что там часто нужно специализированное оборудование типа граммометра для измерения усилия подмотки.
Спасибо за развернутый ответ! История аппарата такая - купил его в Луганске, еще год назад, приехали совсем дрова, вдобавок по пути корпус разбился. ЛПМ восстановил, поменял оба мотора и подобрал подходящий пассик, теперь работает. Ролик был овальной формы, пришлось меннять. На плате ГСП была обломана одна катушка и валялась отдельно, по этому записи в одном канале не было вообще. Там тоже все восстановил, теперь и запись работает. Подстроечники все накручены предыдущим владельцем, на них пометки ручкой. Один плюс - кондеры уже были все поменяны, вроде бы без косяков.
Запись вчера настроил - ток подмагничивания на 1 типе настроил и теперь нет хрипа и перегрузки, пишет намного лучше.
Проблема в отсутствии тестовых кассет, осциллограф есть и генератор частот на компьютере.
Инструкцию по ремонту скачал, по ней все и делаю, проблема в том, что там часто нужно специализированное оборудование типа граммометра для измерения усилия подмотки.
- devel
- Сообщения: 1014
- Зарегистрирован: 30 июн 2013, 13:10
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 64 раза
- Поблагодарили: 76 раз
- Контактная информация:
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Так вопрос же был задан "откуда начать копать"? Ответ и был дан, в соответствии с вопросомEasy Rider писал(а):Согласитесь, придти на форум и получить ответ - "учите матчасть" не то, что ожидает прочесть человек с таким вопросом.
Для тех, кто настраивает Вильмы х04:
Тестовые кассеты нужны, конечно. Но как раз для В204 в инструкции указаны уровни сигналов разных частот для установки АЧХ без ЛИМ. Этого я не встречал в инструкции к 102/110 и по-моему, и к 104 тоже. Метод, вероятно, приближенный, но по нему вполне можно отстроиться. Но он описан в инструкции, т.е. рекомендован заводом, в случае отсутствия ЛИМ.
Делал для себя шпаргалку недавно, по настройке 204й, тезисно, без настройки ЛПМ, только звуковой тракт.
6.2.8
6.2.8.1 Проверка канала ВОСПР
-Установить 3ЛИТ1.У4 и включить ВОСПР
-Установить на ЛИН.ВЫХ 500мВ ± 50мВ (в УВ Лев - R49. Прав - R51)
-Установвить стрелки ИНД в 0дБ (в УИ R12, R13)
6.2.8.2 Проверка азимута
-Установить 3ЛИТ4.Ч.4 и включить ВОСПР
-Вращая винт 54 (винт ГУ) добиться макс амплитуды 12.5 и 14кГц в лев. и прав. каналах.
6.2.8.3 Проверка АЧХ кан.воспр.
-Установить 3ЛИТ4.Ч.4 и включить ВОСПР
-Регулировкой R23 (R25) уровнять пачки 400Гц и 4кГц
-Регулировкой R27 (R28) уровнять АЧХ в ВЧ области
или
-Подать от ГНЧ через резистор 10к на конт. 3 и 7 Х2 ЛПМ сигнал 400Гц. Изменяя вых. уровень ГНЧ добиться 48мВ (-24дБ) на ЛИН.ВЫХ
АЧХ должна быть:
40Гц плюс (12-15дБ)
4000Гц минус (10 ±1дБ) для Fe2O3, и минус (14 ±1дБ) для хрома
14000Гц не менее плюс 3дБ
Неравномерность АЧХ в дмапазоне 40Гц-12500Гц не более 3дБ для ленты 1 типа.
Резлнанс ГУ - 15кГц подбором С1 С2 в УВ (смотреть на R23 (R25) на центр ноге).
6.2.8.4 Проверка АЧХ кан.зап-воспр.
-Установить ленту 1 тип, включить реж.Fe2O3 (Запись + Пауза)
-Подать от ГНЧ 500мВ 400Гц на конт 3 и 5 (вх. ЗС) ЛИН.ВХ
-Регуляторами уровня записи установить на ЛИН.ВЫХ те же 500мВ
-Подать от ГНЧ 16мВ (-30дБ) 400Гц. Подключить вольтметр на движок R11, R14 индикатора (УИ). Запомнить значение напряж-я на УИ
АЧХ должна быть:
40Гц (3-5)дБ
4000Гц (7-9)дБ
14000Гц (17-20)дБ
Регулировка:
6000Гц - R25(R24) в УЗ
14000Гц - R23(R21) в УЗ
-Записать 30 сек. 400Гц и 12.5кГц.
-Проверить на ЛИН.ВЫХ уровень записанного сигнала, включив ВОСПР. Сигнал 12.5кГц должен быть на 2-3дБ ниже 400Гц. Если не укладывается - в ГСП R23(R24) меняем ток подмагничивания, и снова пишем 400 и 12500Гц, и смотрим ЛИН.ВЫХ, пока не уложим 2-3дБ неравномерность. Поворот против часовой увеличивает ВЧ 14кГц.
-Записываем 40Гц, 250Гц и 8кГц. Должны уложиться в поле допусков (40Гц - минус 3дБ, 250Гц и 8кГц - 0дБ) на ЛИН.ВЫХ. При неравномерности АЧХ более 1дБ на 8кГц вращаем R25(R24) в УЗ (по часовой - усиливаем коррекцию). Может повлиять на 12.5кГц, поэтому после ркгулировки 8кГц проверить 12.5кГц R23(R21) в УЗ
-Установить ленту 2 тип, включить реж CrO2
-Записать 400Гц, 4кГц, 8кГц, и 14кГц.и проверить соответствие допускам (40Гц и 14кГц - минус 3дБ, 400Гц и 8кГц - 0дБ. При неравномерности АЧХ на ВЧ подстроить ток подмагн-я в ГСП R19 (пл часовой ток увелич.)
-Проверить FeCr. Записать на 2й тип 400Гц и 14кГц при нажатой кнопке Cr02, и при нажатой FeCr.
-Воспроизвести (при любом режиме). Уровень 400Гц записанного в режиме CrO2 должен бвть на 3дБ больше, чем записанного в FeCr, а 14кГц записанного в FeCr д.б. на 1.5дБ больше записанного в режиме CrO2. При несоотв-ии - вращаем R20 в ГСП
6.2.8.5 Проверка АЧХ кан.зап-воспр. + ШП
-Установить ленту 2 тип, включить реж CrO2 и ШП
-Произвести запись и воспр, как в 6.2.8.4.
АЧХ не должна выходить за пределы:
1кГц (от -3 до +3)дБ
4кГц (от -4 до +4)дБ
10кГц (от -5 до +5)дБ
14кГц (от -9 до +5)дБ
6.2.8.6 Проверка вых.мощн. УНЧ наушников
-Нагрузить выход наушников 10Ом резистором,
-Вставить 3ЛИТ1.У.4, замерить напряжение на резисторе (не более 0.25В)
6.2.8.7 Проверка Кг
-Подать от ГНЧ 500мВ 400Гц на конт 3 и 5 (вх. ЗС) ЛИН.ВХ
-Установить ленту 1 тип, включить реж.Fe2O3 (Запись + Пауза)
-Регуляторами уровня записи установить на ЛИН.ВЫХ те же 500мВ
-Записать 30 сек, и воспроизвести. Уровень на ЛИН.ВЫХ д.б. 500мВ ±50мВ. Если не укладывается, то включить Запись + Пауза и подрегулировать прав R38 (лев R39) в УЗ (по часовой - больше ток записи), и снова записать и воспроизвести, пока уровень на ЛИН.ВЫХ не уложится в 500мВ ±50мВ.
-Измерить Кг (не более 3.5%).Если больше, - уменьшать на 1дБ уровень записи, и снова измерять Кг.
-Установить Индикаторы в 0дБ (R11,R14)
-Подать от ГНЧ 500мВ 400Гц на конт 3 и 5 (вх. ЗС) ЛИН.ВХ
-Установить ленту 2 тип, включить реж.CrO2 (Запись + Пауза)
-Регуляторами уровня записи установить на ЛИН.ВЫХ те же 500мВ
-Записать 30 сек, и воспроизвести. Уровень на ЛИН.ВЫХ д.б. 500мВ ±50мВ. Если не укладывается, то включить Запись + Пауза и подрегулировать прав R32 (лев R33) в УЗ (по часовой - больше ток записи), и снова записать и воспроизвести, пока уровень на ЛИН.ВЫХ не уложится в 500мВ ±50мВ.
-Измерить Кг (не более 3%).Если больше, - уменьшать на 1дБ уровень записи, и снова измерять Кг.
6.2.8.8 Проверка отн.уровня паразитных напряжений в канале записи-воспроизведения
-Подать 1000Гц 500мВ с ГНЧ на ЛИН.ВХ, (Запись + Пауза)
-Регуляторами уровня записи установить на ЛИН.ВЫХ те же 500мВ
-Вкл. CrO2, и записать 30 сек на ленту 2го типа
-Отключить ГНЧ, подключить резистор 22кОм на ЛИН.ВХ, и записать еще 30сек.
Воспроизвести оба участка, и измерить напряж-е ЛИН.ВЫХ в обоих участках. Относ. ур.паразитных напряж-й д.б. не более минус 46дБ..
Магия - это технология, доведенная до совершенства.
Сайт: https://magnetofon.ru/mechanics/magnitnye-golovki.html
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCTetIH ... f0nlr7ZBNw
Сайт: https://magnetofon.ru/mechanics/magnitnye-golovki.html
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCTetIH ... f0nlr7ZBNw
- devel
- Сообщения: 1014
- Зарегистрирован: 30 июн 2013, 13:10
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 64 раза
- Поблагодарили: 76 раз
- Контактная информация:
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Добавлю еще один момент, который не описан в инструкции, но влияет на запись.
6.2.8.4 первые три пункта. Подали 500мВ на Лин вход, сняли 500мВ с Лин выхода. Единственный регулятор, используемый в этом моменте - уровень записи на морде. Вроде все ОК.
Далее, четвертый пункт, -30дБ.
Так вот, лежит у меня В204, у которой набегает разница в 1дБ. И по реальному уровню, и по индикатору.
В итоге, к моменту, когда оцениваем неравномерность АЧХ канала записи воспроизведения имеем заранее внесенную неравномерность в 1-1.5дБ. И регулировать это не чем, т.к. "единственный регулятор, используемый в этом моменте - уровень записи на морде.", а при выполнении 6.2.8.1 оба индикатора четко стоят на 0дБ при 500мВ, и никаких отклонений в И нет. По-сути, это "линейный участок", Ку каналов которого зависит от элементов (ОУ, и цепи ОС). Есть на схеме резисторы под звездочкой, но игра с номиналами ни к чему не привела. Возможно, это дичь, бороться в этом аппарате за один децибел, но он таки влияет на запись, а значит запись будет некачественной, даже выполнив все пункты из шпаргалки.
6.2.8.4 первые три пункта. Подали 500мВ на Лин вход, сняли 500мВ с Лин выхода. Единственный регулятор, используемый в этом моменте - уровень записи на морде. Вроде все ОК.
Далее, четвертый пункт, -30дБ.
Так вот, лежит у меня В204, у которой набегает разница в 1дБ. И по реальному уровню, и по индикатору.
В итоге, к моменту, когда оцениваем неравномерность АЧХ канала записи воспроизведения имеем заранее внесенную неравномерность в 1-1.5дБ. И регулировать это не чем, т.к. "единственный регулятор, используемый в этом моменте - уровень записи на морде.", а при выполнении 6.2.8.1 оба индикатора четко стоят на 0дБ при 500мВ, и никаких отклонений в И нет. По-сути, это "линейный участок", Ку каналов которого зависит от элементов (ОУ, и цепи ОС). Есть на схеме резисторы под звездочкой, но игра с номиналами ни к чему не привела. Возможно, это дичь, бороться в этом аппарате за один децибел, но он таки влияет на запись, а значит запись будет некачественной, даже выполнив все пункты из шпаргалки.
Магия - это технология, доведенная до совершенства.
Сайт: https://magnetofon.ru/mechanics/magnitnye-golovki.html
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCTetIH ... f0nlr7ZBNw
Сайт: https://magnetofon.ru/mechanics/magnitnye-golovki.html
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCTetIH ... f0nlr7ZBNw
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Easy Rider
Измерять усилие подмотки граммометрами и динамометрами совсем не обязательно. Грубая начальная оценка усилия подмотки простейшая — приёмный узел в режиме воспроизведения должен легко останавливаться, если схватить пальцами. При более точной установке учтите важный момент, который, кстати, обычно не описывают всякие заводские инструкции по ремонту — момент подмотки находится в строгой зависимости от усилия прижима ролика к тонвалу. Если пружина ролика тугая, то и момент подмотки может быть выставлен побольше. А если усилие прижима ролика небольшое, то выставлять сильную подмотку категорически нельзя, потому что приёмный узел легко вытянет ленту из-под ролика, лента потеряет устойчивость, и её враз сомнёт и порежет о направляющие "рога" головки, загубите кассету. Естественно, проверять такие вещи надо в самом начале кассеты, когда усилие подмотки сказывается сильнее всего. Слишком слабый момент подмотки тоже чреват — попадётся "тугая" кассета, и приёмный узел заклинит от трения. Пока сработает автостоп, лента успеет намотаться на ролик — опять капут кассете. Так что, сам по себе момент подмотки в виде какой-то жёстко заданной величины не имеет смысла вне связи с усилием прижима ролика.
Если уж совсем строго, то и усилие прижима ролтика не следует воспринимать как догму, т. к. условия работы могут быть разными. Тонвал полированный или шероховатый? Резина ролика мягкая или жёсткая? Поэтому, например, в "Вегах", где валы травлёные, а подтормаживания ленты почти нет, ролик к тонвалу прижат слабо. Зато в "Яузах" с их полированными валами и сильным торможением прижим ролика очень конкретный.
Измерять усилие подмотки граммометрами и динамометрами совсем не обязательно. Грубая начальная оценка усилия подмотки простейшая — приёмный узел в режиме воспроизведения должен легко останавливаться, если схватить пальцами. При более точной установке учтите важный момент, который, кстати, обычно не описывают всякие заводские инструкции по ремонту — момент подмотки находится в строгой зависимости от усилия прижима ролика к тонвалу. Если пружина ролика тугая, то и момент подмотки может быть выставлен побольше. А если усилие прижима ролика небольшое, то выставлять сильную подмотку категорически нельзя, потому что приёмный узел легко вытянет ленту из-под ролика, лента потеряет устойчивость, и её враз сомнёт и порежет о направляющие "рога" головки, загубите кассету. Естественно, проверять такие вещи надо в самом начале кассеты, когда усилие подмотки сказывается сильнее всего. Слишком слабый момент подмотки тоже чреват — попадётся "тугая" кассета, и приёмный узел заклинит от трения. Пока сработает автостоп, лента успеет намотаться на ролик — опять капут кассете. Так что, сам по себе момент подмотки в виде какой-то жёстко заданной величины не имеет смысла вне связи с усилием прижима ролика.
Если уж совсем строго, то и усилие прижима ролтика не следует воспринимать как догму, т. к. условия работы могут быть разными. Тонвал полированный или шероховатый? Резина ролика мягкая или жёсткая? Поэтому, например, в "Вегах", где валы травлёные, а подтормаживания ленты почти нет, ролик к тонвалу прижат слабо. Зато в "Яузах" с их полированными валами и сильным торможением прижим ролика очень конкретный.
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
devel
Пардон за тупость, я чего-то не врублюсь. Имеется в виду неточность к-та передачи канала записи-воспроизведения в 1 дБ или неравномерность АЧХ 1-1,5 дБ? Если к-т передачи, то я не понимаю. Любое отклонение устраняется регуляторами тока записи в УЗ (а потом — повторная калибровка индикаторов).
Пардон за тупость, я чего-то не врублюсь. Имеется в виду неточность к-та передачи канала записи-воспроизведения в 1 дБ или неравномерность АЧХ 1-1,5 дБ? Если к-т передачи, то я не понимаю. Любое отклонение устраняется регуляторами тока записи в УЗ (а потом — повторная калибровка индикаторов).
Последний раз редактировалось iGodunoff 22 авг 2020, 17:00, всего редактировалось 1 раз.
- bluezmoon
- Сообщения: 10050
- Зарегистрирован: 26 фев 2016, 20:45
- Откуда: Ярославская обл.
- Благодарил (а): 1772 раза
- Поблагодарили: 582 раза
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Я очень не часто включаю свою,но и месяцами не простаивает.Включил на днях-перемотки мотают,воспроизведение если только вал крутнешь,раскочегарится.
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Тут не скажешь однозначно... Это может быть и тугой пассик, и тугое вращение маховика (подпятник неточно отрегулирован, например, — нет осевого люфта необходимого), или смазать вал надо, или с двигателем проблемы. А может, и плата регулятора того... У меня на днях такое было, когда в Вильме-102 оба подшипника заменил новыми. Туговаты оказались подшипники, валы вошли буквально без зазора. Получилась смешная штука: включаю паузу и воспроизведение — привод вмиг раскручивается. Только сниму с паузы, валы постепенно останавливаются — с прижатыми роликами уже не тянет Часа два погонял привод, он приработался, теперь нормально всё.bluezmoon писал(а):воспроизведение если только вал крутнешь,раскочегарится.
- bluezmoon
- Сообщения: 10050
- Зарегистрирован: 26 фев 2016, 20:45
- Откуда: Ярославская обл.
- Благодарил (а): 1772 раза
- Поблагодарили: 582 раза
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
iGodunoff,спс,хорошо,если только смазкой ограничится дело,вскрывать пациента придётся,заодно и с лампочками подсветки разберусь.То горят,то нет.
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
devel
Да, спасибо за совет.
Сегодня попытался настроить воспроизведение, получилось так. Резкий спад на 17кгц
А это запись, спад на 14,5 кгц
Да, спасибо за совет.
Сегодня попытался настроить воспроизведение, получилось так. Резкий спад на 17кгц
А это запись, спад на 14,5 кгц
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Резкий спад после определённой частоты это для всех Вильм характерно. Потому что в усилителях записи и воспроизведения для коррекции АЧХ на ВЧ применяются эквиваленты резонансных контуров (ЭРК), частоты настройки которых либо жёстко заданы в зависимости от типа ленты, либо могут регулироваться в широких пределах (как в УЗ Вильмы-104 для 2-го и 3-го типов ленты — можно выставить хоть 20 кГц). И от головки, естественно, зависит. Почти все головки имеют завал порядка -3 дБ на верхней граничной частоте рабочего диапазона.
Понять есть ли завал в режиме воспроизведения и какой именно, к сожалению, невозможно, если нет измерительной ленты с частью "Ч" или "ЧН" (для проверки и настройки АЧХ канала воспроизведения). В Вильмах регулируется всё на свете, поэтому и АЧХ УВ запросто можно испортить, накуртив подстроечники. Так что, не зная АЧХ канала воспроизведения, нельзя настроить и канал записи. Завал при записи не говорит ни о чём, если мы не знаем АЧХ воспроизведения. Даже если запишете частоты на другом магнитофоне (о котором точно известно, что он настроен правильно), это не гарантия, что на Вильме-204 они воспроизведутся ровно. Одна из причин — разные азимуты головок. Нет ведь гарантии, что прежние владельцы Вам и азимут тоже не скрутили не пойми куда. А стоит крутнуть его хоть чуть-чуть, и ВЧ полетят в тартарары. По идее, для настройки азимута тоже нужна измерительная лента (с частью "Н" или "ЧН"). В крайнем случае взять отстроенную на заводе деку, записать на ней частоту 10-14 кГц, по ней выставить азимут головки. Потом записать частоты от 30 до 14 кГц с уровнем -20 дБ и по ним выстроить АЧХ канала воспроизведения В-204, орудуя подстроечниками на плате УВ. Тогда можно и канал записи отстроить. Но это всё не гарантия точности...
Причин завала при записи сколько угодно:
1. канал воспроизвдения заваливает ВЧ из-за неправильной настройки АЧХ УВ или износа головки
2. канал записи заваливает ВЧ (причины ровно те же)
3. завышен ток подмагничивания
Понять есть ли завал в режиме воспроизведения и какой именно, к сожалению, невозможно, если нет измерительной ленты с частью "Ч" или "ЧН" (для проверки и настройки АЧХ канала воспроизведения). В Вильмах регулируется всё на свете, поэтому и АЧХ УВ запросто можно испортить, накуртив подстроечники. Так что, не зная АЧХ канала воспроизведения, нельзя настроить и канал записи. Завал при записи не говорит ни о чём, если мы не знаем АЧХ воспроизведения. Даже если запишете частоты на другом магнитофоне (о котором точно известно, что он настроен правильно), это не гарантия, что на Вильме-204 они воспроизведутся ровно. Одна из причин — разные азимуты головок. Нет ведь гарантии, что прежние владельцы Вам и азимут тоже не скрутили не пойми куда. А стоит крутнуть его хоть чуть-чуть, и ВЧ полетят в тартарары. По идее, для настройки азимута тоже нужна измерительная лента (с частью "Н" или "ЧН"). В крайнем случае взять отстроенную на заводе деку, записать на ней частоту 10-14 кГц, по ней выставить азимут головки. Потом записать частоты от 30 до 14 кГц с уровнем -20 дБ и по ним выстроить АЧХ канала воспроизведения В-204, орудуя подстроечниками на плате УВ. Тогда можно и канал записи отстроить. Но это всё не гарантия точности...
Причин завала при записи сколько угодно:
1. канал воспроизвдения заваливает ВЧ из-за неправильной настройки АЧХ УВ или износа головки
2. канал записи заваливает ВЧ (причины ровно те же)
3. завышен ток подмагничивания
- FAI4
- Сообщения: 14931
- Зарегистрирован: 07 сен 2014, 20:33
- Откуда: Брянск
- Благодарил (а): 158 раз
- Поблагодарили: 540 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
как проверяли АЧХ воспроизведения непонятно??
Возможно головка неидеально выстроена по наклону.
Не забывайте Закон Ома
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
FAI4
Вот именно. И, скорее всего, не один лишь наклон виноват. Вон, какая богатая история оказалась у аппарата...
Вот именно. И, скорее всего, не один лишь наклон виноват. Вон, какая богатая история оказалась у аппарата...
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
В общем сейчас осталась только одна явная проблема по записи - не прописывает 2 тип ленты, не стирает полностью и не прописывает высокие, пишет с искажениями. Первый тип пишет нормально, и стирает начисто. Такое ощущение, что тока не хватает.
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
В общем измерив напряжения заметил интересную вещь - при включении кнопок Cr и FrCr не происходит повышения напряжения в точке между конденсаторами С9 и С13 на плате ГСП. Там по мануалу должно быть 70-100-110в переменки, у меня при включении записи там порядка 56в, на нажатие кнопок не реагирует, но напряжение скачет, потом снова становится 56в. На подстроечниках Cr и FrCr напряжение 15в постоянки есть. Прошу помочь советом, почему не происходит повышение напряжения? Зато стало понятно, почему не прописывается второй тип ленты, напряжение 56в как на 1 тип.
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Пардон, схемы В-204 у меня нет — смотрю по справочнику Алексеева. Если команды "+15 В CrO2" и "+15 В FeCr" на плату ГСП поступают, но ГСП не слушается, проверяйте транзисторы VT1, VT6. Диоды VD1, VD2, VD5 я бы тоже прозвонил от греха подальше. Для хрома ток подмагничивания должен быть раза в два больше, чем для Fe2O3, а для FeCr только чуть-чуть выше (выставляется R19, R20).
Электролитов старых в аппарате нет, заменены?
Электролитов старых в аппарате нет, заменены?
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Электролиты все заменены, но не мной, предыдущим владельцем. Полярность вроде везде соблюдена, пайки нормальные, емкости и вольтаж тоже.iGodunoff писал(а):Пардон, схемы В-204 у меня нет — смотрю по справочнику Алексеева. Если команды "+15 В CrO2" и "+15 В FeCr" на плату ГСП поступают, но ГСП не слушается, проверяйте транзисторы VT1, VT6. Диоды VD1, VD2, VD5 я бы тоже прозвонил от греха подальше. Для хрома ток подмагничивания должен быть раза в два больше, чем для Fe2O3, а для FeCr только чуть-чуть выше (выставляется R19, R20).
Электролитов старых в аппарате нет, заменены?
Да, сигналы +15в поступают. Будет время сегодня проверю всю плату по напряжениям, единственное неудобно подлезать, плотно платы стоят.
Еще на всякий случай уточняю - измерения я провожу цифровым мультиметром по переменному напряжению. А то может вдруг там надо стрелочным измерять.
Спасибо вам за советы!
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Просто, судя по тому, что ГСП нормально включается-выключается, транзисторы VT5, VT7, скорее всего, живы. Тут вся штука в том, что переключатель типов лент переключает делители в цепи управляемого стабилизатора (VT1, VT6), он и заставляет ГСП шуровать на полную мощность, когда это надо. Если ГСП в режиме Fe2O3 всё же работает, первое, что приходит в голову, это в порядке ли цепи делителей для режимов CrO2 и FeCr? И сам стабилизатор не того ли?
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
В общем измерил напряжения, нет переменки на эмиттерах 814 транзисторов (V11, V12). По схеме должно быть ~0.5/0.7/0.8в а там пусто. Постоянное напряжение есть. На коллекторе у них ~4,5в, на переключение режимов не реагирует, хотя, по идее должно меняться напряжение. Вопрос у меня откуда там берется переменка в схеме, с катушки L1?iGodunoff писал(а):Просто, судя по тому, что ГСП нормально включается-выключается, транзисторы VT5, VT7, скорее всего, живы. Тут вся штука в том, что переключатель типов лент переключает делители в цепи управляемого стабилизатора (VT1, VT6), он и заставляет ГСП шуровать на полную мощность, когда это надо. Если ГСП в режиме Fe2O3 всё же работает, первое, что приходит в голову, это в порядке ли цепи делителей для режимов CrO2 и FeCr? И сам стабилизатор не того ли?
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
С L1 берётся постоянка. Она нужна для того, чтобы переменка не пёрла в стабилизатор. А переменка от того, что работает генератор. Кстати, а почему решили, что переменки нет? Вольтметр способен измерять переменное напряжение частотой 100 кГц? С такими частотами надо что-то типа В3-38 или В3-39. Или осциллогафом смотреть. Кстати, если стирает, есть там переменка где надо. Не то бы её и на стирающей головке не было.
- Самый !
- Сообщения: 19937
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 19:19
- Откуда: дер. Новое Девяткино
- Благодарил (а): 419 раз
- Поблагодарили: 877 раз
- Контактная информация:
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
"измерения я провожу цифровым мультиметром по переменному напряжению. А то может вдруг там надо стрелочным измерять." :
"Обычный" тестер не подходит для измерения сигналов ГСП. Либо осцилл либо тестер, оба с высокоммным щупом, иначе показания будут бред.
"Обычный" тестер не подходит для измерения сигналов ГСП. Либо осцилл либо тестер, оба с высокоммным щупом, иначе показания будут бред.
По почте на тех. вопросы не отвечаю в 2023 году тоже, прошу сюда : viewtopic.php?f=3&t=93525
- Easy Rider
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 19:47
- Откуда: г.Ленинград, Веселый поселок
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Я как раз по этому выше и писал про то, чем измерять, т.к. было подозрение, что там высокая частота и мой мультиметр ее просто не видит. Тогда буду ориентироваться на постоянное напряжение.iGodunoff писал(а):С L1 берётся постоянка. Она нужна для того, чтобы переменка не пёрла в стабилизатор. А переменка от того, что работает генератор. Кстати, а почему решили, что переменки нет? Вольтметр способен измерять переменное напряжение частотой 100 кГц? С такими частотами надо что-то типа В3-38 или В3-39. Или осциллогафом смотреть. Кстати, если стирает, есть там переменка где надо. Не то бы её и на стирающей головке не было.
- Самый !
- Сообщения: 19937
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 19:19
- Откуда: дер. Новое Девяткино
- Благодарил (а): 419 раз
- Поблагодарили: 877 раз
- Контактная информация:
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Именно про высокоомный вход или щуп не увидел.
По почте на тех. вопросы не отвечаю в 2023 году тоже, прошу сюда : viewtopic.php?f=3&t=93525
- iGodunoff
- Сообщения: 1637
- Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 90 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: "Вильма-104"- и схема есть! вопрос к вильмоведам
Самый !
Дык, и я про то. Всё равно не тот случай — не надо там переменку мерить. Нормально ГСП работает. Просто с управлением стабилизатором что-то, а это чистая постоянка, и мерить можно чем угодно. Нормально должен переключаться делитель на входе стаба, тогда и на выходе постоянка будет переключаться правильно, в соответствии с типами лент. Постоянку мерить ДО катушки L1, а не после.
А может, вообще всё работает нормально, и ничего мерить не надо? Если крутить подстроечники R19, R20 (в зав. от типа ленты) ГСП будет регулироваться? Может, всего навсего настройки подмагничивания для CrO2/FeCr скручены?
Дык, и я про то. Всё равно не тот случай — не надо там переменку мерить. Нормально ГСП работает. Просто с управлением стабилизатором что-то, а это чистая постоянка, и мерить можно чем угодно. Нормально должен переключаться делитель на входе стаба, тогда и на выходе постоянка будет переключаться правильно, в соответствии с типами лент. Постоянку мерить ДО катушки L1, а не после.
А может, вообще всё работает нормально, и ничего мерить не надо? Если крутить подстроечники R19, R20 (в зав. от типа ленты) ГСП будет регулироваться? Может, всего навсего настройки подмагничивания для CrO2/FeCr скручены?