Страница 1 из 36

Убить Дракона или "любителям Маяков посвящается"

Добавлено: 17 апр 2011, 17:06
VeschiiOleg
В начале 80х гг известная японская фирма Накамичи объявила о выпуске нового кассетного магнитофона ДР (Dragon). По сути, он стал венцом творения фирмы, объединив в себе наилучшие традиции механики и схемотехники дек второго поколения и передовые решения в части сервисной автоматики. В 1985г. он впервые был представлен в СССР на выставке “СВЯЗЬ-ЭКСПО”. В то время наши сограждане для удовлетворения эмоциональной потребности в прослушивании музыки в 99% использовали аппаратуру отечественного производства. А так как в нашей стране, в виду определенной политической доктрины (“первым делом самолеты”), бытовая техника считалась предметом роскоши, и ей не уделялось достаточного внимания. Средства на разработку практически не выделялись, сроки ставились ограниченные, и поэтому отношение разработчиков было соответствующим. В результате этого продукция была в целом недоработанной и недостаточно надежной. Это все привело к развитию в нашей стране радиолюбительства, появлению довольно большой армии самодельщиков, сделавших своим хобби конструирование и создание изделий звуковой техники.
В 1988х гг. на экраны вышел фильм “Убить Дракона” по пьесе Е. Шварца. Там повествуется о правителе Драконе, которого поддерживало большинство населения, несмотря на деспотизм и тиранию. И когда Дракон был повержен главным героем, то население отнеслось к этому неоднозначно и стало считать его своим новым драконом… В общем, фильм аллегоричный и заставляет задумываться о многих аспектах в жизни. Так, например, многие схемотехнические решения, примененные в отечественной аппаратуре энтузиастами и любителями звуковой аппаратуры, в принципе, были не хуже западных. Однако об этом многие забывают, а многие сейчас и вообще не знают...
В своё время занятие радиолюбительством не обошло и меня, от увлечения конструированием магнитофонов в 80е-90ых гг. остались кое-какие узлы и механизмы. И, следуя теории о том, что история развивается по спирали, примерно четыре года назад я решил использовать “остатки” на новом, так сказать историческом витке и окончательно развеять миф о несостоятельности нашей аппаратуры. Задачей ставилось изготовление аппарата со сквозным каналом и развитой калибровкой под любой тип ленты, с параметрами на уровне топовой импортной, на отечественной элементной базе, без применения каких-либо современных технологий, микропроцессоров и компьютерной техники и серьезных вложений. Единственным “послаблением” было применение импортного комплекта головок, так как достать отечественные сэндвичей оказалось сложнее, чем импортные.
Для того чтобы “сыграть на контрасте” за основу был взят самый распространенный в СССР магнитофон “Маяк” по степени убогости лентопротяжки и количествам рекламаций не имеющий конкуренции ни с одной зарубежной декой. (Вспомните девушку с ч/б фотографии в журнале “Радио” середины 80х, с тоской взирающую на груду “Маяков”, ждущих отправку на завод изготовитель)J.
Ассоциативность и аналогия с известным фильмом сподвигло назвать проект “Убийцей Наков”. (Естественно положить на лопатки именно Накамичи-Дракон не предполагалось, из-за сложности изготовления системы автоазимута, но потягаться со среднестатистическим Наком задача априорно была решаема).
В общем, эта тема будет, пожалуй, интересна только самодельщикам, по сути, она представляет блог, где будет последовательно представлена конструкция и приведены результаты измерений. Приведены фотографии основных видов магнитофона, где цифрами обозначены основные позиции, описанные ниже.

Итак:
В начале магнитофон был приведен к идеальному состоянию путем устранения всех заводских косяков, нарытых и собранных за 20лет с момента начала производства. Сейчас все уже не припомню, но основными были перенос токоограничивающих резисторов с УЗ на материнку, устранение помехи от ГСП введением емкости, устранение помехи от сегмента “Микрофон” индикатора уровня установкой емкости на материнку и экранирование самой платы индикатора сзади. В ЛПМ были ослаблены все усилия на узлах примерно вдвое и приведены к значениям характерным для аппаратов 1 и 0 группы.
Далее была проведена хирургическая операция на материнской плате (поз.19) для перевода магнитофона из режима двухголового в режим работы со сквозным каналом, путем перерезания дорожек в районе реле коммутации головок и изготовлении двух новых кабелей для работы с тремя головками. Позже при дальнейшей модернизации некоторые проводники материнской платы были перенесены в другое место с использованием экранированных проводов с целью минимизации наводок. Так же была перепроложена земля и найдены точки для её соединения с корпусом для минимизации фоновых наводок. Блок коммутации типов лент переработан с учетом работы с металлической лентой и экранирован (поз.21). Также закрыты металлическими экранами токоограничивающие резисторы и резисторы регулировки добротности входной цепи (поз.20). Боковые панели корпуса обшиты тонким металлическим листом, верхняя пластмассовая крышка заменена на металлическую, аналогичную нижней. Корпус усилен серединной распоркой, к которой впоследствии будет крепиться вертикальная металлическая стенка, отделяющая ЛПМ от блока питания. Сверху, в левой части корпуса, где расположены платы, установлен дополнительный экран. В передней лицевой стенке сделан П-образный вырез под верхний отросток стола каретки и отверстия под шлицы резисторов калибратора и кнопок управления.
Ниже приведены фотографии магнитофона в режиме разборки, цифрами обозначены блоки, краткое описание которых имеется далее:

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Лентопротяжный механизм (ЛПМ)
В новом аппарате были применены головки Canon H36305-1/0 (сэндвич, аналогичные применяемым в топовых магнитофонах Айва) и Canon H22 (стирающая, двухзазорная, применяемая в магнитофонах Яуза-220С). Воспроизводящая секция головки закрыта металлическим кожухом (поз.16) от наводок со стороны ГЗ. Головки закреплены на столе-каретке через диэлектрическую проставку. Регулировка азимута производится штатно левым винтом, высоты – подкладыванием шайб под правый винт, а “кивок” подкладыванием шайб под длинный отросток стола каретки.
Узкий бочкообразный родной ролик заменен на более широкий цилиндрический.
Изображение
Изображение
Для стабилизации температурного режима и уменьшения детонации применен малошумящий высокооборотный вентилятор-кулер (поз.12), запитанный от отдельного малогабаритного трансформатора. При этом фрикция в узлах не меняется со временем и ЛПМ работает намного стабильнее. Анализ влияния узлов ЛПМ с помощью детонометра и анализатора спектра показал, что единственным серьезно влияющим на детонацию узлом является плоский ремень пассик, подбором которого, вкупе с охлаждением, удалось понизить детонацию вдвое, - до уверенного значения в 0,09-0,1% ДИН (ВТД) с тест-кассеты 3150Гц с детонацией (0,02-0,03%). В сквозном канале с генератора детонация даже составила 0,08%ДИН. Скорость была установлена путем подбора выводов первичной обмотки сетевого трансформатора (в моем экземпляре транс имел три отвода 150/180/220В). Установленное значение в 180В совпало с номинальной скоростью.
Необходимый охват головки регулируется специальным ограничителем сверху, в который упирается верхний конец стола-каретки с головками. Утыкание его в загиб передней лицевой стенки устранен П-образным вырезом в загибе над зоной головки. В целом головка получила на 0,5-1мм более глубокий заход в кассету и лучшее огибание её пленкой, что резко снизило ПАМ и увеличило отдачу.
В данном варианте используется опирание кассеты на 4 точки и прижим осуществляется двумя пружинами сверху, что исключает качание кассеты и смещение её вверх-вниз. Все это обеспечивает очень стабильный азимут.
Также введена светодиодная подсветка кассеты: когда виден правый светодиод - начало пленки, ничего не видно - середина и виден левый - конец пленки.

Блок питания (поз.5)
В блоке питания (поз.5) заменены все электролиты фильтра на современные вдвое большего номинала и установлены на отдельной плате ФНЧ (поз.18). Слабомощные мосты КЦ 405, стоящие, почему-то вместо диодов большей мощности, заменены на 410ые. Далее были отключены цепи, питающие привод электромагнита удержания головок (+10В) и запитаны от отдельного стабилизированного блока питания +12В со своим трансформатором (поз.4).. Благодаря этому пульсирующая наводка 50Гц (со своими гармониками 100 и 150Гц) проходящая на линейный выход снижена с 10мВ до 4мВ и не меняется при включении и выключении режима “рабочий ход”. Оставшаяся цепь питания +10В использована для светодиодной подсветки кассеты. При этом основной трансформатор существенно “разгрузился” и уже не находится в насыщении. Цепь питания люминесцентного индикатора и цепей подъёма головок +42В, питающаяся от однополупериодного выпрямителя отфильтрована конденсатором увеличенной емкости и экранирована. Полное вычищение остатков “пилы” снижает усилие подъёма головок (вплоть до их неподъёма) поэтому здесь пришлось искать компромисс. Цепи питания ГСП (+15В) были тоже отключены. Для питания ГСП был изготовлен отдельный стабилизатор +24В, питающийся от своего трансформатора (поз.13).. От него же был запитан стабилизатор для питания вентилятора (поз.12) охлаждения ЛПМ. Сам трансформатор блока питания был дополнительно экранирован с применением пластин с низкой магнитной проницаемостью (поз.22) и сверху дополнительным медным экраном (от гармоник сети). В блоке управления (поз.17), конденсаторы фильтров тоже заменены на современные.

Усилитель воспроизведения (УВ)
УВ (поз.8) переделан для работы в сквозном режиме: установлена перемычка в коммутаторе режимов, переводящая питание УВ в режим “включен постоянно”. В схеме УВ удалены все элементы, касающиеся регулировки ВЧ в виде ПОС. А для регулировки ВЧ введены подстроечные резисторы установленные на материнке параллельно головке ГВ и закрытые специальным экраном–кожухом (поз.20). Регулировка ВЧ производится часовой отверткой через отверстия в кожухе. Входная цепь настроена подбором емкостей с головкой в резонанс на частоте 20кГц. Входные ёмкости уменьшены до 1,5мкф и заменены на пленочные. При этом устранился завал ВЧ (из-за повышенной индуктивности электролитов, снизился шум и паразитный микрофонный эффект). Постоянные времени коррекции увеличены примерно до 130мкс и 75мкс соответственно для 1 и 2 типов лент. При этом по тест-ленте обеспечивается ровная частотная характеристика от 100Гц до16кГц с неравномерностью менее чем +/-1дБ и небольшим подъёмом на краях (30Гц и 18кГц) до +2дБ. Линейный усилитель на 157УД2 переведен в режим усилителя-ФНЧ (25кГц) для подавления остатков подмагничивания при мониторинге в сквозном канале и ограничения полосы для снижения шума и немного перераспределено усиление в тракте воспроизведения. Питание УВ отфильтровано. Корпус УВ полностью экранирован. В результате этих мероприятий фоновая составляющая ещё снижена до 2,5мВ, а шумовая до 3-4мВ на линейном выходе.
Надо сказать, что имеется ещё один вариант УВ, где головка включена вообще без разделительного конденсатора, непосредственно к входу 157УЛ1. Устранение паразитной ОС исключено большой блокирующей емкостью. Преимущество этого варианта в ещё меньшей величине фоновой составляющей - около 2мВ. Крейтовая система позволяет менять усилители. Возможно в дальнейшем будет применен вообще принципиально другой УВ, я постарался сделать так, чтобы коммутация не менялась при замене одного блока на другой.

Усилитель записи (УЗ).
Усилитель записи (поз.9) переработан для возможности работы со всеми типами лент включая металл с новой головкой ГЗ. С этой головкой пришлось существенно уменьшить глубину коррекции на всех типах, в особенности для 2го и 4 типа. Для этого были задействованы свободные группы контактов 547КП1, к которым подключались цепи, формирующие требуемую АЧХ на СЧ-ВЧ для каждого из типов лент. Изменения были внесены также в блок выбора типов лент на материнке. Режим “Fe-Cr” удален, и перестроен на “металл”. Уменьшение глубины коррекции существенно увеличило перегрузочную способность. Кроме того, были скорректированы элементы, отвечающие за дискретную, (грубую) установку токов записи при изменении типа ленты. Подстроечники для плавной регулировки тока записи вынесены на переднюю панель. В цепи Т-образного моста ВЧ-коррекции были введены подстроечники, позволяющие регулировать глубину коррекции (эквализацию) и вынесены также на переднюю панель. Сама коррекция была перестроена с 16кГц на 20кГц. Также были увеличены разделительные ёмкости, стоящие последовательно с головкой, для улучшения отдачи на НЧ. Величина токостабилизирующих резисторов была уменьшена с целью увеличения перегрузочной способности. Следует отметить наличие в УЗ цепи фазовой коррекции (ФК), стоящей штатно на входе УЗ. В данном случае потребовалось подобрать величину емкости, чтобы устранить провал в диапазоне 5-9кГц и исправить форму сигнала. Для снижения паразитных наводок со стороны подмагничивания и большого выходного напряжения УЗ была изменена трассировка платы УЗ, а сам блок полностью экранирован.

Генератор стирания и подмагничивания (ГСП).
ГСП (поз.7) был переведен в режим работы на частоте 210кГц. Это позволило существенно расширить полосу записываемых частот, снизить модуляционный шум и уменьшить интермодуляцию на ВЧ. Для этого изменена частота задающего генератора, а весь ГСП запитан от отдельного стабилизированного источника +24В, установленного отдельно в блоке питания (см. выше). Транзисторы заменены на такие же, но с другой буквой – с большими напряжениями КЭ. Генератор выдает сигнал величиной около 80В. Кг менее 0,1%. Для регулировки частоты был применен керамический подстроечник КПК. Также были установлены П-образные LC фильтры, защищающие цепи питания других устройств от частоты подмагничивания. Введен регулятор тока стирания. Кроме того, были скорректированы элементы, отвечающие за дискретную, (грубую) установку токов подмагничивания при изменении типа ленты. Подстроечники для плавной регулировки тока записи вынесены на переднюю панель. Для снижения их влияния применен малоемкостной ВЧ-кабель (50 Ом) от ЗРК С300.J Блок ГСП был полностью экранирован.

Усилитель мощности (УМЗЧ).
УМЗЧ (поз.2) был переведен в режим работы с головными телефонами. Были снижены искажения путем: увеличения глубины ООС (снижение мощности), увеличением входного сопротивления, устранением вольтодобавки и соединением выводов 1 и 4 микросхемы 174УН7. Входные ёмкости уменьшены и заменены на пленочные. Частоты настройки регулировки тембров изменены (разнесены), а соединительный жгут к регуляторам на передней панели свит и убран в загиб центральной стенки корпуса (экранирован). Блок УМЗЧ экранирован со стороны печати. При необходимости можно подключать малогабаритные АС для контроля. Искажения снижены до 0,07% при выходной мощности до 1Вт.

Шумоподавитель (ШП).
В ШП (поз.1) изменены время интеграции, время восстановления (уменьшены вдвое), примерно во столько же уменьшено время реакции на перепад уровня. Перераспределено усиление в тракте - уровень сигнала на входе уменьшен, с целью снижения искажений. На вход микросхемы подается уровень около 100мВ. На выход микросхемы добавлен линейный усилитель на К140УД25А для компенсации ослабления сигнала и регулировки уровня линейного выхода. ШП имеет регулировку частоты среза ФНЧ (она установлена ближе к 1600Гц), регулировку порога срабатывания (он установлен на –37дБ), регулировку коэфф. усиления (2) и регулировку выходного аттенюатора. Он установлен таким образом, что 0дБ(VU) соответствует 775мВ, уровню Долби 940мВ, и 0дБ 1,25В. Блок ШП экранирован со стороны печати с целью защиты от наводок.
Коэфф. передачи, вкупе с установленными порогом и частотой среза дают более эффективное подавление шума на частоте 6кГц (10-12дБ и 20-25дБ на 20кГц). При этом искажения снижены примерно вдвое по сравнению со штатной схемой и составляют 0,06-0,07%. При выключенном ШП - примерно 0,02%. Быстродействие системы 0,5мс, заметность шумовых “хвостов” существенно снижена. Всё это позволяет теперь использовать ШП включенным по умолчанию. При этом напряжение шума на линейном выходе составляет менее 1мВ в режиме “Лента” и менее 300мкВ в режиме “Источник”.

Система динамического подмагничивания (СДП)
В магнитофоне применена отключаемая СДП (поз.10), основанная на принципе шунтирования головки записи. СДП осуществляет независимую регулировку одновременно по двум каналам, не требует источника питания, не меняет режим работы ГСП и не имеет динамических искажений (прямодействующая без ОС). Характеристика регулирования подбирается регулировкой частоты среза ФВЧ, чувствительности (коэфф. передачи К) и глубины понижения подмагничивания для каждого из каналов. В этом случае она быстрее и “гибче” систем НХ и HX-PRO. Эффективность работы с головкой Кэнон составляет 2-3дБ. Это меньше, чем достигнутые ранее результаты в магнитофонах Маяк-231С с головками 3Д24.080 и 3Д24.810. Там эффективность составляла 8 и 10дБ соответственно. Это обусловлено тем, что указанные головки имели худшие, по сравнению с Кэноном, параметры. Такая схема стояла в прототипе “Убийцы”, приведенном на самом первом рисунке. Отключение СДП производится кнопкой с передней панели. Блок СДП экранирован и соединяется с материнской платой экранированными проводами.

Буферный усилитель (БУФ. УНЧ)
Буферный усилитель (поз.11) предназначен для уравнивания коэффициентов передачи в режиме “Источник” и “Лента” после разделения трактов и представляет собой усилитель на одном ОУ. Блок экранирован и соединяется с материнской платой экранированными проводами.

Блок генераторов (ГЕН)
Блок генераторов (поз.6) служит для формирования тест-сигналов для выполнения калибровки параметров магнитофона под конкретную ленту и содержит в себе перестраиваемый генератор на три частоты: 315Гц, 10кГц и 18кГц. Питание на генератор поступает при нажатии на любую кнопку выбора частоты. Коммутация осуществляется с помощью трех реле РКГ15. Для каждой частоты имеется регулировка частоты и уровня сигнала. Также имеется общая регулировка уровня выходного напряжения. Блок генераторов также содержит переключатель чувствительности индикатора измерителя уровня на реле РКГ15. Переключатель автоматически изменяет чувствительность индикатора при включении режима калибровки. Имеется регулировка чувствительности индикатора в каждом из каналов. По умолчанию калибровка проводится на уровне –10дБ, что ближе соответствует реальному сигналу при записи. Однако можно калиброваться на любом уровне. При работе генераторов сигнал одновременно подается и на линейный выход, для возможности контроля внешним вольтметром. На плате блока генераторов выполнен также переключатель режимов “Источник” и “Лента” (Монитор) на двух реле РКГ15. Блок генераторов экранирован со стороны проводников, и соединен с материнской платой через разъём и ленточным кабелем с блоком калибровки.

Блок калибратора (КАЛИБР)
Блок калибратора (поз.15) представляет собой плату с установленными на ней регуляторами тока записи, подмагничивания и эквализации и кнопок включения генераторов 3, 10 и 18кГц, включения СДП и переключения режимов “Источник” и “Лента” (Монитор). Каждый регулятор установлен в своей секции и экранирован друг от друга металлическими стенками. Блок соединен с материнской платой экранированными проводами, а с блоком генераторов ленточным кабелем. Регуляторы работают постоянно и не связаны с выбранным режимом частоты. Это дает возможность применения продвинутой методике калибровки, при которой, например, можно включив генератор 315Гц, произвести и грубую настройку тока подмагничивания по максимуму отдачи и установить ток записи. Далее, включив генератор 10кГц, подстроить подмагничивание по равенству отдачи на 10кГц и 315Гц. Далее включив генератор 18кГц, проверить подмагничивание и выставить эквализацию УЗ, по равенству 10кГц и 18кГц. Кроме того, регуляторы позволяют при необходимости производить регулировку “на ходу” на слух во время пробной записи.

Блок коммутации калибратора
Блок коммутации калибратора (поз.3) выполнен на двух реле РЭС55А и предназначен для подключения калибратора к входам магнитофона в режиме калибровки и отключения входных разъёмов. При этом сигнал калибровки подается на регулятор уровня, что дает возможность, во-первых, калиброваться при любом входном сигнале, во-вторых, компенсирует нестабильность уровня генераторов со временем и температурой. Кроме того, подача сигнала на вход магнитофона учитывает все нелинейности узлов, находящихся на пути прохождения сигнала до УЗ.

Измеритель уровня
Измеритель уровня (поз.14) предназначен для измерения уровня сигнала при записи воспроизведении и калибровке. Данная схема имеет измеритель квазипикового уровня и измеритель пикового уровня с запоминанием макс. значения (“плавающей” точкой). Постоянные времени изменены для соответствия метрологическим характеристикам – время интеграции немного уменьшено, время обратного хода увеличено. Полоса пропускания предусилителя измерителя, расширена до 30кГц, чтобы исключить погрешность показаний на высоких частотах. Регуляторы чувствительности, стоящие на материнской плате, заменены на резисторы меньшего номинала и другого типа (СП3-19), для обеспечения более плавной регулировки. Все эти действия уменьшили погрешность для возможности использования этого измерителя без применения внешнего вольтметра. Блок экранирован сзади, со стороны печатных проводников, для снижения уровня наводок от люминесцентного индикатора. Провод питания индикатора +42В, идущий от однополупериодного источника, также заключен в экран.

В результате глубокой модернизации магнитофон стал вполне конкурентоспособен с лучшими зарубежными образцами. Сравнивая “Маяк-Убийцу” с имеющейся в наличии топовой декой “Накамичи ЗХ-9” можно констатировать, что звучание аппаратов примерно одинаковое: на одних жанрах преимущество за Наком, на других - за “Убийцей”, но сильной разницы нет. Кроме того, крейтовая система установки основных блоков в разъёмы на материнской плате и более продвинутая система калибровки позволяет проводить эксперименты с любым узлом прямо в магнитофоне. Это дает большие возможности для творчества. Для этих целей была изготовлена специальная переходная кросс-плата удлинитель. Таким образом, магнитофон представляет собой универсальный измерительный стенд, позволяющий экспериментировать с различными узлами, производить запись тестовых сигналов, тестировать компакт-кассеты и записывать музыку.
Экономический анализ модели говорит о том, что гипотетически при постановке на производство, цена с учетом импортной головки, (естественно), могла быть в несколько раз (!) меньше японского оппонента при прочих равных показателях. Правда в 80х гг среднестатистического советского потребителя это сильно бы не спасло, т.к цена аппарата не смогла бы опуститься ниже 900-1000р. А это была почти цена полного комплекса “Радиотехника-101”(1100р) из пяти компонентов (вертак, дека, тюнер, усилители и пара АС) или видеомагнитофона “Электроника ВМ-12“(1200р). Однако на рубеже 90х гг и до “заката” кассетной эры, это примерно в течение 10 лет, такие аппараты были бы вне конкуренции.J

Изображение

В дальнейшем сюда буду выкладывать результаты измерений.

Добавлено: 17 апр 2011, 17:21
VeschiiOleg
Маленькая фотосессия "Убийцы":
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Специальная кассета с вырезами, для регулировки прохождения ленты:
Изображение

Добавлено: 17 апр 2011, 17:37
VeschiiOleg
Tandberg писал(а):DR1 не имеет с Дрэгоном ничего общего, младше на 10 лет и явно получше будет.
Пардон, исправил на DR. :) Изначально Дракон маркировался первыми двумя буквами названия, по крайней мере так он был представлен у нас на выставке в 1985г.
DR-1 это уже новодельный 90ые гг. "4ое поколение":)
Не думаю, что по звуку, он будет лучше Дракона (2ое поколение), хотя это довольно субъективно.

Из Наков слышал звучание: Дракона, ЛХ-5, ЗХ-7, ЗХ-9 и 670ЗХ. ЗХ-9 имею в наличии.

Добавлено: 17 апр 2011, 21:40
VeschiiOleg
Cогласно информации главного дрессировщика Драконов - А. Петрова, точный номер модели Nakamichi Dragon: А-801

Добавлено: 17 апр 2011, 21:48
Andre
интересно, если 232 можно так довести, то что же можно сделать с 010

Добавлено: 17 апр 2011, 21:50
ice_80
Хотелось бы видеть еще и схемы доработок и дополнительных блоков.
Зачетная машина получилась.

Добавлено: 17 апр 2011, 22:43
VeschiiOleg
Ну, схемы новых блоков то ещё можно, они отдельные и самодостаточные, а вот доработок... даже не могу представить физически как их выложить... Я их "по-живому" делал, используя топологию штатных плат, с многочисленными перерезанимям дорожек, установкой элементов и перепрокладкой проводников...
Многие дорожки пришлось выполнять экранированным проводом МГТФ, так как штатные дорожки не позволяют получить требуемую помехозащищенность от частоты 210кГц.
Правда надо отдать должное конструкторам с Маяка за создание очень благодарной к переделкам схемы. Печать односторонняя с широко расставленными деталями, что позволяет экспериментировать без особого риска повредить печать. Практически у меня не было случаев отслоения проводников. При открывании крышки блока новые элементы расположениы на 95% с одной стороны и сразу понятно, что куда идёт. Т.е я старался сохранить высокую ремонтопригодность.

Добавлено: 17 апр 2011, 22:53
Cityman
Безумству храбрых поём мы песню ! (С) :thumbs_up

С одной стороны вроде бы смысла в этом деле и нет, а с другой... если задуматься, человек, могущий сделать нечто своими руками ( на приличном уровне конечно ) вызывает ( лично у меня ) куда больше уважения, чем тот, кто только и может спорить до хрипоты о преимуществах Ямахи перед Онкио и наоборот. :-[

+ в репу.

Кстати, а чем обусловлен выбор именно 232-го Маяка, а не 231-го или ( если поискать ) 120-го ? :-[ е всё же как бы именно деки, без позорного УНЧ и псевдосенсор на ЛПМ всё же.... :-[

Добавлено: 17 апр 2011, 22:59
AlexRK2
браво!!!

Люблю маяки ктоб чего не говорил... в умелых руках он превращается в супераппарат.

Добавлено: 17 апр 2011, 23:07
speedsterMF
вроде не 1 апреля .

Добавлено: 17 апр 2011, 23:34
Давинчи
Индикаторы нужно было сделать стрелочными-меньше
помех

Добавлено: 17 апр 2011, 23:45
VeschiiOleg
Cityman писал(а):чем обусловлен выбор именно 232-го Маяка, а не 231-го или ( если поискать )
Хотелось индикацию пиков с зависающей точкой и отсутствие именно платы автоматики - она подогревает ЛПМ снизу, сама перегревается и бывает начинает глючить. А так память там тоже есть, возврат на ноль, а больше и не надо ничего...
231ый у меня тоже был, в свое время доведен до уровня 120го или чуть выше. По звуку - на уровне импортных начального и среднего уровня. Но он остался двухголовым. Вот фото:
Изображение

Tandberg писал(а):просверлить несколько дырдочек на морде
Дырочек и канифоли? :ROFL: Наверное, фотографии из первого поста у Тандберга не увеличиваются и текст из иероглифов... Тандберг выкинте свой Виндоус-7 и поставьте 98СЕ! :ROFL:
Tandberg писал(а):с ашыпками
ашыпков. нэт или ашыпков. соm. :ROFL:
Tandberg писал(а):Похоже пора извлекать из недр шкафа самопальный усь и выставлять на всеобщее обозрение под эгидой убийцы Крелла там, ну или Грайфона.
Кто мешает?
Tandberg писал(а):не то что на Вегалабе:
Ничего, прорвемся, не боги горшки обжигают.;)

Добавлено: 18 апр 2011, 00:03
VeschiiOleg
Начну выкладывать результаты измерений:
Коэфф. детонации.
Изображение
Предел измерений 0,1% . Нажаты кнопки ДИН и ВТД.:)

Это шкала 0,3%:
Изображение
И отклонение скорости кстати там тоже видно, левая стрелка. Одно деление - 1%.

Это WOW:
Изображение

Прибор "Лидер-39A" был предварительно тщательно проверен и настроен. АЧХ согласно рек. 409 МККР, а точность измерения по всем шкалам с помощью сгенерированных файлов с известными значениями девиации частоты и известным набором модулирующих частот. Дрифт - по эл. частотомеру.
Кассета для измерения записана на хромдиоксид по технологии 120мкс на Драконе с кварцевой стабилизацией частоты 3150Гц и собственной детонацией 0,02-0,03% ДИН ВТД. Т.е реально она ещё чуть меньше.
Для Маяковского ЛПМ к сожалению ниже 0,08-0,1% уже никак. Предел.

Добавлено: 18 апр 2011, 02:11
VeschiiOleg
Tandberg писал(а):Я конечно могу установить Вин-98
Вот и займитесь своим предназначением :)

Добавлено: 18 апр 2011, 06:28
~ИмпYLs~
ничего себе!

Добавлено: 18 апр 2011, 07:01
Давинчи
~ИмпYLs~ писал(а):ничего себе!
Не удивляйтесь ,тут тоже полно хамов.
ТСу-я подобное чудо лепил в 80-х на базе венгерской
протяжки из веги.А если бы сейчас делать это то взял
бы вильму-там прогяга хороша по детонации,ПАМ
Думаю что качество сетевого напряжения,форма,помехи,
частота, скачки -влияли на асинхронный двигатель
в Маяках ну и подмоточный узел-пассик,...
А в Вильме 204 я увидал возможность поставить 3й двигатель.

Добавлено: 18 апр 2011, 07:31
777
Олег,отлично получилось!Спасибо за подробное описание и респект за правильно заточенные руки и голову на плечах!
Двигатель заменить нет желания?
Люблю МАЯКи !!!

Добавлено: 18 апр 2011, 11:18
LOKER
VeschiiOleg писал(а):точный номер модели Nakamichi Dragon: А-801
Олег, а что получается по стоимости обоих аппаратов - Дракона и обновленного Маяка-232?

Добавлено: 18 апр 2011, 11:30
Alexander K
непонятки по нижнему пределу детонации
насколько я помню у 232 - тяжеленный маховик.
доступ к валу великолепный, тряпочку с пастой ГОЭ и потихоньку, нежненько.....
Ещё надо сделать, чтобы подающая бобышка не скакала, т.е. подающий узел менять -)

Добавлено: 18 апр 2011, 14:12
VeschiiOleg
Давинчи писал(а):ТСу-я подобное чудо лепил в 80-х на базе венгерской
протяжки из веги
Ну с Веги я тоже начинал в 80х... Венгерский КМ-1 из "Мелодии". В Вега такие же были... Это полностью самопал, даже корпус:
Изображение

А Вильмовский ЛПМ Э.Планк несомненно лучше, без вопросов, недавно восстанавливал 102ую, она со сквозняком и имп. головой. Единственно что электроника там мне не очень понравилась... Изхначально казалось, что все отлично, но когда начал разбираться, понял что чисто схемотехнически Маяки-Яузы лучше и дорабатывть проще. А Планк в 23.. не лезет... Единственно можно за основу было взять Маяк-010, там как раз Планк сnоит, но когда появилось предложение от по его продаже у меня половина работы уже была сделана.:)
LOKER писал(а): что получается по стоимости обоих аппаратов - Дракона и обновленного Маяка-232?
Ну если брать единичный образец, то затраты сопоставимы с ценой б/ушной ЗХ-9. Дешевле конечно, но работа ведь "не учитывается"... Хорошие электролиты стоят по 170-200р/шт, макетные платы по 250р, голова $70... Но хобби - дело затратное.
Alexander K писал(а):непонятки по нижнему пределу детонации
насколько я помню у 232 - тяжеленный маховик.
Очень хороший вопрос! У детонометра Лидер есть выход ЧМ-детектора. Если его подать на анализатор спектра, то получим спектр детонации, по составляющим которого можно определить все его источники, зная физические размеры вращающихся деталей.
Н. Сухов В Радио N5 за 1982г даже выложил табличку с основными частотами этих составляющих. Единственно , что он использовал осциллограф и огибающую по Фурье раскладывал, по спектроанализатору все намного нагляднее - сразу видно, что детонирует:) Я снял такой спектр и там наглядно видно, что в этом ЛПМ (как это не смешно) на Кд влияет только плоский ремень-пассик причем очень сильно (в три раза). Саиый лучший результат дал широкий, тонкий и мягкий пассик. Движки менял, подтормаживание делал мотором пост тока через пассик на проточку левого бокового узла, менял ролики. Практически влияния нет. А вот ремень очень сильно. Кардинальное решение тут - это ДД на тонвал. Но фимзически поставить его туда никак...
Чтобы подающая бобышка не ходила вверх-вниз я раньше делал пружинную трехлучевую вставочку на ось, центрирующую катушку. Но тут я неожиданно нашел совсем простое решение. Ось бобышки крепится на Г-образной стальной пластине, и там не было прямого угла!... Поэтому , ессли её немного подогнуть, при этом ось смотрит чуть влево, (на самом деле это практически незаметно), но при такой длине посадочной части бобышки этого уже вполне достаточно, чтобы снять люфт и полностью устранить болтание катушки.

В общем спектр детонации у меня есть, надо его тоже будет сюда выложить.:)

Добавлено: 18 апр 2011, 14:23
Plammer
Непонятен только смысл всего этого.

Добавлено: 18 апр 2011, 14:26
Alexander K
VeschiiOleg писал(а):Ось бобышки крепится на Г-образной стальной пластине, и там не было прямого угла!.
А на перемотку ( и её включение) это никак не повлияло?

Про пассик - согласен. вот тактих мягких тонких и широких пока не обнаружил для себя. Что есть толще и жёстче.

И ещё момент про динамическое подмагничивание -
Я когда-то тоже с ним заморачивался и ушёл от этой идеи.
Поскольку в штатных решениях мы одновременно меняем и уровень стирания, то это на слух при записи реальной музыки заментно как некий после-удар что -ли. Ну вот колотит ударник соло , а ему будто кто-то подыгрывает издалека.
Я просто сместил пониже начало подъёма ВЧ для УЗ и получал весьма линейные АЧХ.

Добавлено: 18 апр 2011, 14:27
chesser76
Непонятен только смысл всего этого.
это из раздела "А вам слабо?" :)
у человека есть время и желание доказать некоторые вещи.
если вас это не интересует - то вопрос не уместен.

хобби не обсуждаетмся - это личное дело каждого, чем и как заниматься.

Добавлено: 18 апр 2011, 14:35
LAMER
респект :) жду схем

Добавлено: 18 апр 2011, 14:40
Садко
VeschiiOleg

Ваши упражнения с Маяком подтверждают лишь одно.
Хай энд это прежде всего ручная доводка каждого технического решения до максимального качества и не более того.
Поэтому со скептицизмом отношусь к улюлюканью многих товарищей на этом форуме "разоблачающих" хай-энд исходя из простой схемотехники и примитивной реализации данных девайсов.


К слову о прекрасном звуке накамичи.
Как то глядел схему какой то деки и увидал что ушной усь состоит из операционника раскачивающего комплементарную пару транзисторов работающих в чистом классе Б - базы транзисторов были напрямую подсоединены к выходу операционника. Т.е. никакого смещения там и не предусматривалось.
Схемка такая имела процента 2-3 искажения причем не самых приятных на слух...
Как оно звучало в реальности сложно сказать но факт остается фактом.

Добавлено: 18 апр 2011, 14:42
VeschiiOleg
Alexander K писал(а):А на перемотку ( и её включение) это никак не повлияло?
Не, бобышка при перемотке там "втягивается" внутрь на полсантиметра и тогда люфт появляется, но он здесь уже не важен.
А вот токий и мягкий пассик, конечно, на перемотку влияет отрицательно, в том смысле, что она стала ближе к нижнему пределу усилия. На тугих кассетах мотает очень медленно, почти на грани остановки. Но если использовать фирменные кассеты, у которых катушки вращаются очень легко и мягко, - то все отлично. Самое главное - удар в конце перемотки (до срабатывания автостопа) совсем несильный, пленка не портится.
Alexander K писал(а):Поскольку в штатных решениях мы одновременно меняем и уровень стирания
У меня этого нет принципиально. "Лишний" ток подмагничивания просто оттекает от головки записи на землю через ключ. (шунтирование ГЗ) :) Питание ГСП стабилизировано отдельным блоком питания 24В, не меняется и стирание соотв. тоже.

Добавлено: 18 апр 2011, 14:49
Muller
Весьма интересно и зачетно :thumbs_up
З.Ы. Даже кассета убийственная стоит :yes:

Добавлено: 18 апр 2011, 14:58
VeschiiOleg
Убийце- убийственную кассету! :ROFL: Такая прикладывалась иногда в комплект магнитофона, когда настроение у производителя было предновогоднее. Это советский аналог корпуса ТДК MA-R. Корпус неплохой но из какого-то говеного сплава:)))) Но азимут держит отлично! А лента стоит БАСФ хром середины-конца 70х гг, т.е никакая, прописать можно диапазона хватает, но искажения - мама не горюй... Поставил чисто для колорита, по большому счету пленку там надо сразу менять на какой нибудь современный импортный хромозаменитель и будет нормуль.;)

Добавлено: 18 апр 2011, 15:24
LOKER
VeschiiOleg писал(а):Это советский аналог корпуса ТДК MA-R. Корпус неплохой но из какого-то говеного сплава:))))
силумин...
а сколько таких кассет списывалось от случайного падения на кафельный пол в цеху, разлетались как бутылка шампанского на составляющие части...

Добавлено: 18 апр 2011, 15:30
Muller
У меня в деццтве была такая... сплав там офигенный... а вот боковушки - кволые, малейший хрусть - и боковушка в утиль. Мне правда уже досталась хрустнутая, поэтому я ее не уберег. А теперь вот не попадаются.

Дистанционно управление

Добавлено: 18 апр 2011, 18:53
Master_CarAudio
Был у меня когда-то такие мафоны, тоже убил массу времен на различные доработки., а толку...

Остался самодельный пульт ДУ
пристраиваю

Изображение

Добавлено: 18 апр 2011, 20:20
AlexR
Давинчи писал(а):А в Вильме 204 я увидал возможность поставить 3й двигатель.
Стоит посмотреть по форуму-я выкладывал ссылки на фото, где в моей 102-й были и новые ролики, и по двиглу на бок. узлы.

Добавлено: 18 апр 2011, 22:13
Cityman
У меня тоже есть такая кассета... Маяка - то уже лет 20 как нет, а кассета сохранилась. :-[

Добавлено: 19 апр 2011, 04:48
VeschiiOleg
Продолжу выкладывать измерения.
Частотные хар-ки сквозного канала на разных уровнях записи относительно уровня Долби 200нвб/м. Такому уровню соответствует уверенное горение первого красного сегмента индикатора и начало загорания второго. На лин. выходе 920-940мВ. Лента BASF FEI (IEC-I).
Уровню 200нвб/м соответствует значение примерно "-30дБ" на экране анализатора спектра (так была откалибрована звуковая карта на момент проведения измерений).

-20дБ относительно уровня 200нвб/м
Изображение
-10дБ относительно уровня 200нвб/м
Изображение
уровень 200нвб/м
Изображение

"Дискретность" характеристики обусловлена измерением по шуму. Видно, что какнал получился довольно линейный: АЧХ на -20 и на -10дБ практически не отличаются, на 200нвб/м начинается завал сверху. По шуму правда это не так заметно, как на синусе, по синусу завал получается немного больше: при воспроизведении записи (200нвб/м) по уровню -3дБ полоса получается примерно 15кГц, но тем не менее, это немного шире, чем у Накамичи ЗХ-9 и идентично Айве-009. Оптимизация тока подмагничивания проводилась не на -20дб, а на уровне -10дБ, более приближенном к раельному уровню муз. сигнала, регуляторы эквализации стояли в крайнем правом положении (максимально возможный подъём в УЗ).

Добавлено: 19 апр 2011, 09:35
Alexander K
VeschiiOleg
ну про минус -10 я соглашусь, пожалуй (сам так, помнится, делал) , но зачем при этом эквализацию крутить?

Добавлено: 19 апр 2011, 10:14
VeschiiOleg
Alexander K писал(а): но зачем при этом эквализацию крутить?
В проф. аппаратуре подмагничивание ставится немного по другому способу, чем принято для массовой бытовой аппаратуры. В бытовой он ставится подмагничиванием по равенству отдачи на СЧ и ВЧ. В этом случае подмагничивание оказывается "компромиссным" по отношению к этим краям - "и волки не совсем сыты и овцы немного потрепаны":)
А другой метод заключается в поиске максимальной отдачи на частоте 400Гц (или минимуму модуляционного шума) при определенном выбранном уровне, несмотря на то, что максимум получается очень "тупой" на СЧ, после чего уже ручкой эквализации добиваются равенства на сигнала на СЧ и ВЧ. В этом случае достигается максимальная модуляционная способность ленты при минимуме искажений.
В массовых бытовых магнитофонах подъём на ВЧ в УЗ обычно фиксированный и составляет примерно +20дБ на верхней рабочей частоте. Поэтому в данном случае я установил максимально возможный подъём ВЧ чтобы привести аппарат "к общему знаменателю" с обычным и показать, что в моей системе ещё имеется запас по перегрузочной. У меня величина рассчитана на использование головки Кэнон и составляет 15дБ на частоте 20кГц для 1 типа. Если обратить внимание на графики -10 и -20дБ, то виден небольшой подъёмчик сверху, обусловленный как раз этой коррекцией. Если открутить её так, чтобы стало ровно, то на графике 0дБ будет соответствующий завал, но перегрузочная при этом повысится на эту величину.

В калибраторе специально для этого сделан генератор с частотой 18кГц(третья кнопка).:)

В магнитофонах с автоматической калибровкой эквализацию после установки тока подмагничивания крутит процессор. Например, в старых Пионерах на частоте 15кГц, в более поздних на 3 и на 15кГц, ещё в более поздних на 5ти и 7ми частотах. В Альпайне-85 эквализация сделана ручной, поканальная.

Г-н Тандберг пять пишет фигню какую-то, ориентируясь на совершенно неподготовленную аудиторию, (одна подпись под сообщениями чего стОит...:)))))))))))

Добавлено: 19 апр 2011, 10:45
Alexander K
VeschiiOleg
ага, понятно, в верхних TEAC тоже эти баловались.
Единственно что - я бы довольно осторожно употреблял термин профессиональная техника. Некоторое время работал в этой области и ни разу не видел топовых-растоповых кассетных агрегатов. Сквозноканальные двухвальники соньки, айвы, ТИК .
Ни разу ни пионеры, ни альпайны (?)
Для качественного сброса мастера с ДАТа на кассетник за глаза хватало тонкой регулировки токов записи-подмагничивания и конечной калибровки *на слух*.
А если кто смотрит только на калибратор-индикатор-процессор, то ему такие аппараты не нужны, ибо глухой он человек -)

Добавлено: 19 апр 2011, 12:46
VeschiiOleg
Alexander K писал(а):я бы довольно осторожно употреблял термин профессиональная техника. Некоторое время работал в этой области и ни разу не видел топовых-растоповых кассетных агрегатов.
Ну, на второй работе я как раз использую именно этот вид аппаратуры (это к замечанию Тандберга по поводу времени "05:48". :) В частности такая методика регулировки применяется в канале звука видеомагнитофонов "Бетакам СП". Кстати в некоторых есть даже сквозной канал по видео!!! (дополнительный набор читающих головок на барабане) И автоматический азимут видеоголовок! Не фазосдвигающий трекинг (! это есть даже в бытовых), а именно механический автоазимут!
В некоторых катушечных проф. магнитофонах регулировка была выведена на переднюю панель. А из кассетников у нас есть "Накамичи-670ЗХ" (это проф. версия бытового аппарата с рэковыми ушами, питч-контролем и автоматич. азимутом ГЗ) и Таскамы-122МК3. Эквализация там правда на морду не выведена, в отличие от Альпайнов. Последние - аппараты бытовые, но с большой претензией на проф.

Ну еще есть знаменитые проф. Штудеры-Ревоксы. С двумя мне в свое время удалось познакомиться 710 и 215Б. ;)
К слову их профессиональность заключается в основном в повышенной неубиваемости, стабильности параметров и заточены под круглосуточную работу. На слух они , в отличие от многих бытовых, обладают суховатым мониторным звучанием...

Добавлено: 20 апр 2011, 12:57
igorfirst
VeschiiOleg писал(а):"Накамичи-670ЗХ" (это проф. версия бытового аппарата с рэковыми ушами, питч-контролем и автоматич. азимутом ГЗ).
ну из всей линейки 6хх серии наверно самый функционалный это 682zx...
так как там еще и биас подстроить можно...

Добавлено: 20 апр 2011, 16:13
Борисыч44
VeschiiOleg писал(а):Частотные хар-ки сквозного канала на разных уровнях записи относительно уровня Долби 200нвб/м. Такому уровню соответствует уверенное горение первого красного сегмента индикатора и начало загорания второго. На лин. выходе 920-940мВ. Лента BASF FEI (IEC-I).
Уровню 200нвб/м соответствует значение примерно "-30дБ" на экране анализатора спектра (так была откалибрована звуковая карта на момент проведения измерений).
На шуме НЕЛЬЗЯ!!! измерять перегрузочную способность - т.к. уровень каждой частотной составляющей будет в разы (зависит от ширины полосы фильтра) ниже общего уровня, что бы убедиться запиши синус 0дБ 1кГц и посмотри спектр с теми же установками, что на частотках - так же складываются амплитуды 2ух синусов одинаковой амплитуды - общий уровень будет на 3дБ выше, у шума бесконечный ряд частот поэтому амплитуда каждой частотной составляющей (в пределе конечно) бесконечно мала - поэтому ВСЕ меряют на синусе

Добавлено: 21 апр 2011, 00:11
VeschiiOleg
Борисыч44 писал(а):На шуме НЕЛЬЗЯ!!! измерять перегрузочную способность - т.к. уровень каждой частотной составляющей будет в разы (зависит от ширины полосы фильтра) ниже общего уровня
Знаю! Но способ есть! :) Именно поэтому на шкале анализатора спектра по вертикали такие маленькие значения после калибровки анализатора. Я хитрый, - привел мощность шума к "одному знаменателю" с мощностью опорных сигналов для синуса -20, -10, и 0дБ. Так что никакой ошибки нет.:) Для надежности, естественно, проверял на синусе по точкам ламповым вольтметром.

А вот небольшое отличие АЧХ по шуму от АЧХ по свипу(или по точкам, как угодно) обусловлено тем, что ГВЗ канала записи не очень линейная, и при воздействии шума или многочастотного сигнала происходят динамические искажения, которые немного корёжат отображение АЧХ на экране. В Накамичи вообще коррекция индукитивная и АЧХ по шуму аномально расширяется по сравнению с свипом. У меня все на RС, но тоже в ОС. Поэтому грабли те же, только выражено слабее.

Добавлено: 21 апр 2011, 01:30
VeschiiOleg
Продолжу выкладывать картинки.
Обещанный спектр детонации с выхода ЧМ-детектора детонометра Лидер-39.
Видно что основная компонента 25Гц (пассик). 3-5Гц и 8-10Гц тонвал и ролик. Ну и 100Гц с гармниками - мотор КД6-4.

Изображение

Добавлено: 21 апр 2011, 06:42
777
Ну и 100Гц с гармниками - мотор КД6-4.
Фтопку его однозначно.Ставится туда,с небольшой переделкой в плате стабилизации,движок японский 12 или 9 -ти вольтовый от кассетников.
Шкив от какой то вертикальной Кометы(Нота ?) с аналогичным ЛПМ,но маленьким движком,точно не помню но были такие.Я такое делал на своем 120-м,работал после этого пару лет БЕЗ ПРОБЛЕМ,потом зачем то я весь майфун разобрал и потерял его навсегда,время от времени то тут то там нахожу детали от него :-[

Добавлено: 21 апр 2011, 07:48
Борисыч44
VeschiiOleg писал(а):А вот небольшое отличие АЧХ по шуму от АЧХ по свипу(или по точкам, как угодно) обусловлено тем, что......
Олег, не фантазируйте, а снимите по общепринятой методике - медленный свип + холд (с небольшим усреднением от ПАМа)
VeschiiOleg писал(а):Видно что основная компонента 25Гц (пассик)
Что то сомнительно, в Маяке довольно массивные маховик и двиг. имхо больше похоже на резонанс пружинки в каком нибудь фрикционе

Добавлено: 21 апр 2011, 13:24
VeschiiOleg
Борисыч44 писал(а):снимите по общепринятой методике - медленный свип + холд (с небольшим усреднением от ПАМа)
Уже неоднократно проверено. Этим графикам примерно года два уже. В середине совпадение идентичное, сверху (при измерении по точкам) завал совсем небольшой.
А ПАМа у меня нет почти.:) В этом случае ЛПМ-овский механизм лидирует среди даже многих импортных: 10-15% на 18кГц(!), в то время как этот параметр на этой частоте составляет в среднем 20-70%. Тут в "лидерах" Акаи (меньше 30% я не видел) - из-за большого люфта левого вала, безрогой головы, смещенной в сторону в рез-те чего подушка лежит только на ГЗ и неоднозначного и "мелкого" захода головки в кассету. Четырехточечное жесткое крепление кассеты в Маяках первых выпусков вкупе с глубоким (и теперь регулируемым охватом головки ) плюс хорошее подтормаживание и однозначный подход стола делают очень стабильный азимут и очень маленькую флюктуацию уровня.
Борисыч44 писал(а):Что то сомнительно, в Маяке довольно массивные маховик и двиг. имхо больше похоже на резонанс пружинки в каком нибудь фрикционе
Не, 20-40Гц - чисто пассиковые дела. При 10см диаметре пассика примерно так и получается. Наблюдение спектра в реалтайме позволяет быстро выявить источник "дергая за ниточки". ;) Кстати, подбор резины и ширины пассика дают разброс аж от 0,08 до 0,3%!!! Широкий и тонкий ремень нужен, лучше из качественной импортной резины. Остальное практически не влияет. Ролик дает выигрыш в 0,01%. Я заменил штатную узкую бочку на широкий цилиндр от другого аппарата. А фриукцион на пружинке в режиме рабочий ход только один - подмотка, но она "отрезана" примерно полукилограммовым прижимом ролика.
777 писал(а):Шкив от какой то вертикальной Кометы(Нота ?) с аналогичным ЛПМ,но маленьким движком,точно не помню но были такие
Да был таклй вариант. В Электронике-204 стоял маленький движок.
Но Вы знаете, движок тоже влияет мало в этой системе... Я менял на такой же другой ничего не поменялось. С маленьким, но таким же шкивом будет выигрыш только по потреблению. Даже по наводкам не будет - я отключал его совсем - фон не уменьшается! Основная фоновая наводка идет не от движка, как не странно, а от шасси на котором транс закреплен :))))))))))))
Реальный выигрыш по детонации будет если только выкинуть этот ремень на фиг - ДД на ВВ. Но его не вкорячишь там....

Добавлено: 21 апр 2011, 13:24
VeschiiOleg
Борисыч44 писал(а):снимите по общепринятой методике - медленный свип + холд (с небольшим усреднением от ПАМа)
Уже неоднократно проверено. Этим графикам примерно года два уже. В середине совпадение идентичное, сверху (при измерении по точкам) завал совсем небольшой.
А ПАМа у меня нет почти.:) В этом случае ЛПМ-овский механизм лидирует среди даже многих импортных: 10-15% на 18кГц(!), в то время как этот параметр на этой частоте составляет в среднем 20-70%. Тут в "лидерах" Акаи (меньше 30% я не видел) - из-за большого люфта левого вала, безрогой головы, смещенной в сторону в рез-те чего подушка лежит только на ГЗ и неоднозначного и "мелкого" захода головки в кассету. Четырехточечное жесткое крепление кассеты в Маяках первых выпусков вкупе с глубоким (и теперь регулируемым охватом головки ) плюс хорошее подтормаживание и однозначный подход стола делают очень стабильный азимут и очень маленькую флюктуацию уровня.
Борисыч44 писал(а):Что то сомнительно, в Маяке довольно массивные маховик и двиг. имхо больше похоже на резонанс пружинки в каком нибудь фрикционе
Не, 20-40Гц - чисто пассиковые дела. При 10см диаметре пассика примерно так и получается. Наблюдение спектра в реалтайме позволяет быстро выявить источник "дергая за ниточки". ;) Кстати, подбор резины и ширины пассика дают разброс аж от 0,08 до 0,3%!!! Широкий и тонкий ремень нужен, лучше из качественной импортной резины. Остальное практически не влияет. Ролик дает выигрыш в 0,01%. Я заменил штатную узкую бочку на широкий цилиндр от другого аппарата. А фриукцион на пружинке в режиме рабочий ход только один - подмотка, но она "отрезана" примерно полукилограммовым прижимом ролика.
777 писал(а):Шкив от какой то вертикальной Кометы(Нота ?) с аналогичным ЛПМ,но маленьким движком,точно не помню но были такие
Да был таклй вариант. В Электронике-204 стоял маленький движок.
Но Вы знаете, движок тоже влияет мало в этой системе... Я менял на такой же другой ничего не поменялось. С маленьким, но таким же шкивом будет выигрыш только по потреблению. Даже по наводкам не будет - я отключал его совсем - фон не уменьшается! Основная фоновая наводка идет не от движка, как не странно, а от шасси на котором транс закреплен :))))))))))))

Добавлено: 21 апр 2011, 13:26
Леопольд
А Электронику-204 можно затюнинговать до похожих высоких характеристик ?

Добавлено: 22 апр 2011, 00:33
VeschiiOleg
Леопольд писал(а):А Электронику-204 можно затюнинговать до похожих высоких характеристик ?
Думаю, да - это один из клонов Маяка.
А вообще затюнинговать можно все что угодно. Только есть аппараты благодарные к переделкам, а есть геморройные.:)))))))

офф ...

Добавлено: 23 апр 2011, 07:30
777
VeschiiOleg писал(а): Основная фоновая наводка идет не от движка, как не странно, а от шасси на котором транс закреплен :))))))))))))
Это все недисциплинированные,советские сущности виноваты,которые в том шасси живут :)

Добавлено: 23 апр 2011, 07:58
VeschiiOleg
В самых первых Маяках транс стоял вообще на шасси, и оно было продолжением его магнитопровода :))))) Потои поставили пластиковые пистоны для отвязки, но это сильно не помоло...
Пришлось искать наилучшие точки заземления...