Уважаемый коллега
Gepard,
Жалко, что я не видел Ваше сообщение раньше. Возможно, это уберегло бы Вас от непоправимой ошибки. Судя по фото, никакого шпона у Вас там нет. Эта отделка – искусственное нанесение текстуры. И Ваше упоминание о неком «градиенте» и розовой основе, которая не удаляется смывкой, только подтверждает мои опасения. Дело в том, что искусственная (т.е. попросту нарисованная) текстура производителем делалась по сложной технологии. На деревянную основу сначала наносился тонкий слой прочной шпатлевки, потом грунт, а поверх – рисунок текстуры. Шпатлевка была очень прочная, обычно на нитрооснове. Она может иметь толщину до 1 мм. Нитрошпатлевка обычно имела белый, серый, розовый и даже черный цвет. На фабриках она подбиралась с учетом цвета финишной отделки.
Если бы Вы перед началом работы почитали в моей книге раздел, посвященный реставрации радиоприемников, где рассказывается об особенностях реставрации текстурных покрытий, выполненных краской (с.535), то Вы бы поняли, что те методы, которые Вы уже, как я понимаю, применили, ведут к полному уничтожению оригинального покрытия. На таких поверхностях использование любых химических (смывки) или механических (соскабливание абразивами или циклей) способов недопустимо, потому что Вы уже никогда не получите то, что было у Вашего предмета первоначально. Вы просто уничтожили навсегда ту оригинальную отделку, которая была у Вашего аппарата.
Имейте в виду: ту самую шпатлевку, которую «не берет смывка», снимать совсем до дерева, нельзя. Вы тем самым можете просто повредить и сам корпус.
Какие есть выходы? Их теперь у Вас только два:
1. Сохранить шпатлевку и отшлифовать корпус до гладкого состояния. Затем вручную живописным способом воссоздать текстурную отделку. Это чрезвычайно сложная техника, которую применяют ТОЛЬКО художники-реставраторы, потому что она требует больших навыков и опыта. Не обижайтесь, но вряд ли Вы с этим сможете справиться.
2. Поверх оставшегося покрытия наклеить текстурную бумагу, которая хотя бы отдаленно будет похожа по узору на оригинальное отделочное покрытие.
Имейте в виду, что шпон на шпатлевку не клеится! Для этого нужно, действительно, снимать всю шпатлевку до чистой древесины.
Все упомянутые технологии подробно описаны мною в моей книге
viewtopic.php?f=20&t=109127 Рекомендую почитать, перед тем, как Вы продолжите работу.
Ну и раз уж мы коснулись этой темы, отвечу на некоторые высказывания, сделанные нашими коллегами, чтобы уберечь от ошибок или помочь разобраться.
Gepard писал(а): ↑04 сен 2023, 00:54
... использовал желтый гель, слегка размочился, но не весь. В инструкции написано 1-10 мин, держал 30, слегка размягчился, но не до дерева. Можно еще дальше подержать, но есть опасения что дереву поплохеет и потом после смывки нужно промывать растворителем. С деревом ничего не случится? .....
Запомните: если смывка не дала нужного результата в течение времени, указанного в инструкции, значит она не работает на этой поверхности. Бессмысленно держать ее в три раза дольше! Дереву от этого хуже не будет, но время потеряете впустую. Промываются растворителем поверхности только после использования смывок гелевой консистенции. Совсем жидкие (например, ацетон и тп) промывки растворителями не требуют, но если после их использования появляется белый налет на поверхности (ничего страшного!), то его лучше удалить протиранием поверхности тканью с новой порцией чистого ацетона или уайт-спирита.
Gepard писал(а): ↑04 сен 2023, 00:54
...Покрытие оказалось с градиентом, при вышкуривании увет однородный розоватый, то есть не морилка. Как в итоге сделать такое же по цвету? И еще, в светлом месте ощущение что лак золотистый. Как такого добиться?
Тоже нужно запомнить: если в процессе смывки старого лакокрасочного покрытия под ним виден однородный цветной слой материала, а не древесина, то это шпатлевка, и она не смывается. Процесс нужно остановить и подумать над тем, что делать дальше.
А самое главное, конечно, еще на берегу: определить - каким способом было изготовлено отделочное покрытие. Что это: лак на шпоне, текстурная пленка или покраска под текстуру древесины. В каждом случае применяются разные приемы и методы работы.
Теперь о том, как сделать лак золотистым.
Тут наши коллеги писали, что лак не тонируется, и нужно искать некий специальный лак. Это все не так. Лак - это смола, растворенная в специальных растворителях (все неводные лаки) или в воде (акриловые или водные лаки). Все они легко тонируются в любой оттенок. Для тонирования водных (акриловых) лаков применяются колеры на водной основе, а для неводных (например, алкидных, масляных и тд) - художественная масляная краска. Так, для получения золотистого оттенка применяют желтую (например, кобальт желтый светлый) и красно-коричневую (английскую красную) краски. Добавляя буквально по капле этих красок получают нужный оттенок при перемешивании. Эти краски широко применяются в живописи, и бывают как на водной, так и на масляной основе.
Всевозможные упоминания того, что золотистый оттенок в Хохломе получают олифой, здесь лучше не произносить, потому что это не совсем так. В хохломской росписи это достигается чрезвычайно сложным процессом термо-химической обработки, который в домашних условиях повторить невозможно.
И, кстати говоря, на олифу конечно же ложится лак. Только масляный или масляно-смоляной. Его широко использовали в XVIII-XIX веке.
И еще. Тут звучали слова о глубоком впитывании лака и его сложном извлечении откуда-то изнутри древесины. Или что лак, смоченный ацетоном, можно «выдавить» шпателем из древесных волокон. Это все фантазии. Лак – это поверхностная пленка, которая во-первых, защищает материал от внешнего воздействия, а во-вторых, придает ему некие декоративные свойства. Он проникает внутрь древесины только тогда, когда она плохо подготовлена (не выполнено порозаполнение) или когда он плохого качества. Нормальный лак лежит на поверхности ровным слоем, поэтому он легко смывается. Это общеизвестный факт. На нем основана реставрация икон, в которой лак можно не смывать полностью, а утоньшать до минимальных значений, чтобы не повредить живописный слой. А если «лак» не смывется тем же ацетоном, то либо ацетон плохой, либо это и не лак вовсе, а другой материал (например, целлулоид, пластмасса и т.д.). Качественное лакокрасочное покрытие удаляется смывками легко. Для этого не нужно вместо 10-15 минут ждать 40 минут или более. Это не мясо, мягче не станет! Если в течение 15 минут в результате применения смывок лако-красочное покрытие не становится жидким и не удаляется обычной жесткой малярной кистью хотя бы локально, значить нужно искать другую причину. Глубоко проникают в волокна древесины не лаки, а водные морилки, протравы и грунтовки. И у них совершенно иные задачи.
Ну и в заключение. Тут были советы по удалению лака и краски абразивными материалами. Так вот. Если лакокрасочные материалы растрескались и сами осыпаются, то плоские шлифовальные губки применить можно (еще лучше - металлический шпатель), но исключительно вручную. Особенно, если внизу тонкий шпон. А вот если Вы захотите окончательно уничтожить старый деревянный корпус от милого Вашему сердцу предмета, то, конечно, тогда можно использовать и электроинструмент. Особенно хорошо в этом деле помогает высокоскоростная болгарка с абразивными насадками: старый шпон разлетается от нее в клочья буквально за 2-3 секунды. Так что, делайте выводы.
И, уважаемые коллеги, - те, кто хотел бы отреставрировать корпус дорогого сердцу радиоприемника, - пожалуйста, не торопитесь! Лучше вначале прочитайте нужный раздел в моей книге. Там все подробно написано: и как что сделать, и какие материалы для этого использовать. А если что-то не понятно или возникли сомнения, лучше напишите мне в личку вопрос, потому что я физически не всегда могу зайти на форум и увидеть вопросы здесь.
Желаю всем удачи!
С уважением, Сергей Ненашев (VINT)