Hasta Manana писал(а):Я сдуру еще в конце 60-х стал использовать транзисторы. Теперь меня предают АНАФЕМЕ все ламповые попЫ.
Выскажу своё мнение: фаната ламп не переубедить, что транзисторы по многим параметрам выигрывают - также как и фанат транзисторов будет с пеной у рта доказывать, что лучше МП, П, КТ, ГТ, КП и иже с ними ничего не придумано.
Я считаю, что свои преимущества и недостатки есть как у тех, так и у других.
Коротковолновики ещё с 70-х годов вовсю делают и эксплуатируют трансиверы, в которых всё, что можно, выполнено на транзисторах и на микросхемах - а на выходе стоит, например, ГУ-29. Или ГУ-50. Несомненные преимущества такого конструктивного решения - относительная простота схемы и монтажа, лёгкость согласования с П-контуром, да и вообще - схема отработана десятилетиями и вполне всех устраивает!
Далее. Вспомните, "Вечер", "Квант", другие лампово-транзисторные телевизоры. На вакуумных приборах были собраны ПТК, УПЧИ, видеоусилитель и выходной каскад строчной развёртки - то есть те узлы, которые, во-первых, были прекрасно отработаны на лампах, а во-вторых, на полупроводниковых триодах того времени оказывались слишком громоздкими и неудобными. Или на то время подходящих полупроводниковых приборов просто не было!
К лампам это тоже относится - "Москвич" собирали ещё на окталках. При использовании "пальчиков" он наверняка уместился бы в корпусе "Спидолы", а собери его на лампах сверхминиатюрной серии... Вот тут уже во главу угла встали бы размеры трансформаторов - сетевого и выходного. А при использовании сухих батарей... похоже, пришлось бы или дополнительный отдельный отсек для них делать (кажется, так было на приёмнике "Турист"), или ставить вибропреобразователь.
Что и было использовано для питания ламповых автомобильных приёмников. Впрочем, довольно быстро выяснилось, что преобразователь на двух П4 работает тише, эффективнее и экономичнее.
А за ним и сами приёмники от ламп избавились. Бытовые, автомобильные. Сами понимаете, какое это даёт преимущество, особенно для переносной и носимой аппаратуры: питается от маленьких батареек, включается в работу сразу же, без разогрева, весит немного. А некоторые образцы спокойно в карман помещаются.
Понятно, что "лампачи" тут же начнут говорить, что ламповая аппаратура, особенно акустическая, отличается "мягкостью" и "глубиной" звука, что любой аудиофил за подобное душу дьяволу отдаст - не стану с ними спорить. Просто ещё раз скажу, что и "вакуумники", и транзисторы всяки хороши именно там, где они работают лучше своих "противников".
Добавлю заметку из книги о морских катастрофах (готовится к изданию), конкретно - из раздела о пожарах на судах и кораблях.
К 30-м годам ХХ века радиотехника и электроника вышли из младенческого возраста, но совершенства ещё не достигли. При этом главными приборами любого радиотехнического устройства были электровакуумные, проще называемые радиолампами. Для 20-х - 30-х годов лампы были вершиной эволюции электронной техники, хотя с современной точки зрения - тот ещё примитив: если попробовать собрать на лампах прибор, аналогичный, например, процессору компьютера (сейчас он способен влезть в спичечный коробок, и ещё место останется), то по размерам и весу он сравняется с междугородным автобусом или с «дальнобойным» автопоездом, а по возможностям не дотянет и до сотой доли того, что может простенький 286-й (компьютерщики поняли).
Электровакуумные приборы имеют свои особенности эксплуатации, прежде всего - два источника питания: низковольтный - для нити накала, и высоковольтный - для анодов. Далее: для выхода на рабочий режим лампам надо нагреться. Представители старших поколений, жившие в «дотранзисторную» эпоху, наверняка помнят, что ламповый радиоприёмник начинал работать где-то через минуту после включения, телевизор - через три-пять. В тридцатые годы радиоприбор, случалось, прогревался и дольше. При работе лампы выделяют много тепла, которое надо отводить. Кроме того, лампа сама по себе работать не может - её следует включить в схему посредством резисторов, конденсаторов, намоточных изделий. Вся эта «навеска» требует тщательного закрепления (морское исполнение всё-таки), отличной пайки. Один пропущенный дефект - и готов отказ.
Добавлю, что лампы имеют неприятную привычку перегорать, стареть (терять эмиссию), «газить» (выделять газы в вакуум), у них может нарушиться герметичность баллона. По этой причине их следует периодически заменять. Проблема же состоит в сложностях поиска дефектных, когда вокруг «жарят» десятки других.
Коварство электровакуумных приборов ещё и в том, что их выход из строя не всегда бывает заметен сразу. Если отказ, например, судовой радиостанции или авторулевого виден, что называется, невооружённым глазом, то попробуй определи, исправно или нет устройство, находящееся в дежурном режиме - например, пожарная сигнализация. Ламповый радиоприбор в дежурном режиме должен быть запитан напряжением накала ламп с возможностью в любой момент подать напряжение анодное. Теперь представьте, что тот же пожарный извещатель изо дня в день подпитывается «накалкой», но в работу не вступает. Конечно, его следует проверять в соответствии с регламентом, давать «отдохнуть», пока за него подежурит резервный. Но за это время какая-то лампа может выйти из строя, а этот дефект случайно или умышленно не будет замечен. Как результат - либо пожарная сигнализация станет «дурить» (как это было на «Жорже Филиппаре»), либо вообще не сработает - пожар на «Морро Касл» тому пример.