Доска объявлений

Активные темы доски объявлений

Grundig TK6Е - стабилизация скорости

Вопросы, ответы и пожелания начинающим радиолюбителям.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
ditrof
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 08:26
Откуда: Новосибирск

Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#1

#1 Непрочитанное сообщение ditrof » 03 янв 2019, 01:03

С наступившим Новым годом всех на этом форуме. Помогите, пожалуйста, решить проблему.
При питании от сети замедленная скорость воспроизведения, через секунд 30-40 - плавно возрастает до близкой к нужной. НО! Сильно греется транзистор Т10 (AC 122 вместо указанного на схеме AC121), тогда как Т12 - OC304 (не промаркированный на схеме) не греется совсем. И Т10, и Т12 крепятся на корпус теплорассеивателями. В режиме измерений оба транзистора были откручены от корпуса. Теперь самое интересное! Когда скорость воспроизведения выросла, я взял пинцет и зажал корпус Т10, тепло перешло в пинцет, и скорость опять упала!!! Напряжение на коллекторе Т10 при этом выросло, значения приведу ниже. Вот схема:
Изображение
Изображение
А теперь лирика, ибо не знаю, какие факты важнЫ, а какие нет, т.к. дилетант.
Выпрямитель оказался дохлым - звонились контакты переменки (~), а также минус и плюс при любом включении тестера в режиме омметра. Мост "слепил из того, что было" - 4 штуки IN5408 (НЕ ОШИБКА ЛИ???). После замены моста на коллекторе Т11 имеем 17 вольт вместо заявленных 14,3. На вторичной обмотке трансформатора 14 вольт переменки. После выпрямления на эмиттере Т11 8,8 вольт - похоже на правду. На плате УУ напряжения близки к указанным на схеме, только вот на минусе С13 имеем на 800 мВ больше заявленного. Отпаял-промерял R21 - сопротивление 890 Ом вместо штатного килоОма.

Теперь о напряжениях подозрительного транзистора Т10 блока управления двигателем в разных режимах (э, б, к):
Стоп: (0; 0,12; 4,70-4,80) Транзистор немного греется, когда нагреется - на базе 0,06 В, на коллекторе .
Перемотка вперёд: (0; 0,15; 3,6-3,8) Транзистор греется, когда нагреется - на коллекторе 3,2 В.
Перемотка назад: (0; 0,08; 3,5). Транзистор греется, когда нагреется - на коллекторе 2,6 В, а то и меньше.
Примечательно, что при охлаждении транзистора пинцетом во время перемоток напряжения не меняются, остаются такими, как "после нагрева". Если включить воспроизведение после перемоток - очень быстро крутит, скорость завышена.
Воспроизведение: (0; 0,12; 4,2). Транзистор сильно греется, когда нагреется - на коллекторе 3,3 В, на базе 0,03 В. Скорость завышена. При охлаждении пинцетом на базе 0,08 В, на коллекторе 4,1 В, скорость занижена...

Чудеса продолжаются! При измерении напряжений и пристальном вглядывании в плату, я заметил, что электролит C54 заменён на современный Jamicon ёмкостью аж 4,7 мкФ, вместо 1 мкФ, указанного на схеме, и припаян НЕ ТОЙ ПОЛЯРНОСТЬЮ, как на схеме! Я быстро слепил последовательно 2 штуки по 2,2 мкФ и запаял с той полярностью, как на схеме. Скорость всё так же занижена, но её возрастание происходит гораздо медленнее - нужно ждать нескольких минут. Перепаял C54 неправильно. Скорость занижена, возрастание более долгое.


Подскажите, что делать!

Аватара пользователя
Blackbird
Сообщения: 13716
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 20:06
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 137 раз
Контактная информация:

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#2

#2 Непрочитанное сообщение Blackbird » 03 янв 2019, 06:32

Хыыы обычо забугорные товарищи используют самые ультрадемшанские схемы а тут что то их расперло. Первый раз такое вижу - центробежный регулятор с бесконтактным съемом . T10 греется потому что не в ключевом режиме работает как должен . А вот кто ему пакостит .. Я так понимаю там генератор с самовозбудом когда щетки на роторе замыкают колебания должны срываться и типа T10 должен закрываться и наоборот . Ох как вы снова попали - это надо осциллом смотреть что с генератором но первей снимать мотор и разбирать что там с центробежным регулятором - может контакты давно закисли а может его вообще заклинило ..В наших то проблемы была снять ротор и разобрать а тут походу еще где то вращающийся трансформатор в сборе с ним идет
В «Эльдорадо Биарритц» мерейчатые кардифские кожи сочетаются с флорентийскими кожами в металлических оттенках роскошной , не поддающейся описанию отделки .

Аватара пользователя
ditrof
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 08:26
Откуда: Новосибирск

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#3

#3 Непрочитанное сообщение ditrof » 03 янв 2019, 14:00

Blackbird
Словосочетание "вращающийся трансформатор" повышает нежелание разбирать - страшно не собрать вновь. Вообще если закрепить Т10 на радиатор, то скорость движения стабильна, по крайней мере, на слух. Но вот когда транзистор нагреется - начинается падение напряжения на коллекторе и возрастание скорости. Я сравнил мощность коллектора АС121, который должен быть по схеме - 900 мВт, и установленного на плате АС122 - 130 мВт - почти в 7 раз меньше! Может, это есть причина? А ещё справочные данные говорят, что предельная температура p-n перехода у АС122 90 градусов. Разогревается очень сильно, может ещё здесь беда? Я выпаял Т10 - АС122 и на его место вставил более мощный 1Т403Ж, а вместо Т12 ОС304 впаял МП41. Оба отечественных транзистора теперь греются (403 сильно), а скорость занижена и не меняется.

Правильно ли я понимаю, что осциллограф нужен самый настоящий, а не программа на компе? Я скачал программу вот такую

Изображение

пытаюсь разбираться. Сразу непонятно, каким проводом кабель паять, и как устанавливать делительные резисторы.


А ещё нашёл схемку блока стабилизации скорости для того же магнитофона с тем же движком, но на двух транзисторах.

Изображение

Только вот непонятно, какой диод устанавливать..

Аватара пользователя
Самый !
Сообщения: 19938
Зарегистрирован: 18 дек 2009, 19:19
Откуда: дер. Новое Девяткино
Благодарил (а): 419 раз
Поблагодарили: 877 раз
Контактная информация:

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#4

#4 Непрочитанное сообщение Самый ! » 03 янв 2019, 19:11

Дам любой, ибо там тока нема: весь сигнал- из катушки. Но я бы попробовал ИМХО германиевый: потерь меньше.

Если хотите поменять стаб, может проще поменять тогда весь мотор- хоть на со встроенным стабом ?
По почте на тех. вопросы не отвечаю в 2023 году тоже, прошу сюда : viewtopic.php?f=3&t=93525

Аватара пользователя
ditrof
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 08:26
Откуда: Новосибирск

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#5

#5 Непрочитанное сообщение ditrof » 04 янв 2019, 01:10

Самый !
Я хочу, чтобы аппарат работал - аутентичность не важна. Только вот знать бы, на какой менять...

А я, тем временем, спаял вторую схему навесным монтажом. Эффект тот же! При выставлении R70 на 432 Ом поёт с похожей на правду скоростью. Но нестабильно - через несколько минут начинает плавать. Диод поставил Д2.

Решил вскрыть мотор, как советовал Blackbird
Внутри вот так:

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

В районе щёток (???) графитовая россыпь - видно на фото. Чем смазать мотор при сборке?

Аватара пользователя
old_hippie
Сообщения: 20798
Зарегистрирован: 31 июл 2012, 05:56
Откуда: СПб
Благодарил (а): 432 раза
Поблагодарили: 767 раз

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#6

#6 Непрочитанное сообщение old_hippie » 04 янв 2019, 01:47

ditrof писал(а): Подскажите, что делать!
В этой схеме, похоже, очень критичны обратные токи коллектора для Т12 и Т10.

Попробуйте поставить Т10 родной, а Т9 и Т12 заменить на МП40 или что-то типа того.

Т10 греется от недостатка напряжения на базе, а оно определяется закрытостью Т12.

Хотя, может быть и так, что двигатель потребляет нерасчётный ток...
Смажьте его подшипники веретёнкой, коллектор протрите замшей или ластиком...
O.H.

Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать
Ларошфуко

Аватара пользователя
Blackbird
Сообщения: 13716
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 20:06
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 137 раз
Контактная информация:

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#7

#7 Непрочитанное сообщение Blackbird » 04 янв 2019, 06:27

old_hippie писал(а): Хотя, может быть и так, что двигатель потребляет нерасчётный ток...
Смажьте его подшипники веретёнкой, коллектор протрите замшей или ластиком...
Хм поздно пить боржоми когда почки отвалились .. Походу там ламели сожрало давно . Весь графит сточился на щетках в нуль (вокруг все в графите уделано) а потом щетки пропилили глубокую канаву в коллекторе . Поэтому походу большое механическое сопротивление вращению и большой ток - центробежный регулятор же гляжу выглядит бодро .. Его еще можно чем то промыть для профилактики но основная беда это коллектор и щетки - их менять надо .. Так что дело явно не в электросхеме
В «Эльдорадо Биарритц» мерейчатые кардифские кожи сочетаются с флорентийскими кожами в металлических оттенках роскошной , не поддающейся описанию отделки .

Аватара пользователя
old_hippie
Сообщения: 20798
Зарегистрирован: 31 июл 2012, 05:56
Откуда: СПб
Благодарил (а): 432 раза
Поблагодарили: 767 раз

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#8

#8 Непрочитанное сообщение old_hippie » 04 янв 2019, 06:37

Blackbird писал(а):
old_hippie писал(а): Хотя, может быть и так, что двигатель потребляет нерасчётный ток...
Хм поздно пить боржоми когда почки отвалились .. Походу там ламели сожрало давно . Весь графит сточился на щетках в нуль (вокруг все в графите уделано) а потом щетки пропилили глубокую канаву в коллекторе .
Да, Вы правы. Попилило знатно.

Со щетками явно чего-то делать надо.
Хорошо бы придумать что-то такое, чтобы они оказались на неизношенной части коллектора.
Сделать их шире или сместить вдоль оси мотора.

С заменой графитовых башмаков...
O.H.

Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать
Ларошфуко

Аватара пользователя
Blackbird
Сообщения: 13716
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 20:06
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 137 раз
Контактная информация:

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#9

#9 Непрочитанное сообщение Blackbird » 04 янв 2019, 07:45

old_hippie писал(а): Со щетками явно чего-то делать надо.
Хорошо бы придумать что-то такое, чтобы они оказались на неизношенной части коллектора.
С заменой графитовых башмаков...
Чтонит типа убрать то что осталось от графита на щетках - и мощным паялом напаять накладки из жести которые смотрят вниз (там туннель под остальную часть коллектора) и вот на них налепить новые графитовые башмаки а коллектор предварительно очистить и полирнуть . Это малой кровью - потому как конструкция просто так сместить щетки вниз не даст
В «Эльдорадо Биарритц» мерейчатые кардифские кожи сочетаются с флорентийскими кожами в металлических оттенках роскошной , не поддающейся описанию отделки .

Аватара пользователя
old_hippie
Сообщения: 20798
Зарегистрирован: 31 июл 2012, 05:56
Откуда: СПб
Благодарил (а): 432 раза
Поблагодарили: 767 раз

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#10

#10 Непрочитанное сообщение old_hippie » 04 янв 2019, 08:17

Blackbird писал(а):
old_hippie писал(а): Со щетками явно чего-то делать надо.
Хорошо бы придумать что-то такое, чтобы они оказались на неизношенной части коллектора.
С заменой графитовых башмаков...
Чтонит типа убрать то что осталось от графита на щетках - и мощным паялом напаять накладки из жести которые смотрят вниз (там туннель под остальную часть коллектора) и вот на них налепить новые графитовые башмаки а коллектор предварительно очистить и полирнуть . Это малой кровью - потому как конструкция просто так сместить щетки вниз не даст
А просто омеднённые щетки напаять не получится?..
O.H.

Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать
Ларошфуко

Аватара пользователя
Blackbird
Сообщения: 13716
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 20:06
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 137 раз
Контактная информация:

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#11

#11 Непрочитанное сообщение Blackbird » 04 янв 2019, 08:49

old_hippie писал(а): А просто омеднённые щетки напаять не получится?..
А смысл ? Нужно сместить контакт с пропиленной части коллектора - а такое есть только в нижней части
В «Эльдорадо Биарритц» мерейчатые кардифские кожи сочетаются с флорентийскими кожами в металлических оттенках роскошной , не поддающейся описанию отделки .

Аватара пользователя
old_hippie
Сообщения: 20798
Зарегистрирован: 31 июл 2012, 05:56
Откуда: СПб
Благодарил (а): 432 раза
Поблагодарили: 767 раз

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#12

#12 Непрочитанное сообщение old_hippie » 04 янв 2019, 09:38

Blackbird писал(а):
old_hippie писал(а): А просто омеднённые щетки напаять не получится?..
А смысл ? Нужно сместить контакт с пропиленной части коллектора - а такое есть только в нижней части
Не, понятно, что щетку большей ширины. Чтобы пропил посередине её получился...

UPD

Хотя нет, так нельзя.
Щетка по мере износа будет опускаться в пропил и боковинами закорачивать коллектор (что сейчас и происходит).

Нужно чтобы четко по неизношенному шла.
O.H.

Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать
Ларошфуко

Аватара пользователя
Blackbird
Сообщения: 13716
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 20:06
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 137 раз
Контактная информация:

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#13

#13 Непрочитанное сообщение Blackbird » 05 янв 2019, 20:28

old_hippie писал(а): Не, понятно, что щетку большей ширины. Чтобы пропил посередине её получился...
Вот я и говорю не о большей ширине а о смещенной и как это проще сделать :)
В «Эльдорадо Биарритц» мерейчатые кардифские кожи сочетаются с флорентийскими кожами в металлических оттенках роскошной , не поддающейся описанию отделки .

Аватара пользователя
Самый !
Сообщения: 19938
Зарегистрирован: 18 дек 2009, 19:19
Откуда: дер. Новое Девяткино
Благодарил (а): 419 раз
Поблагодарили: 877 раз
Контактная информация:

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#14

#14 Непрочитанное сообщение Самый ! » 06 янв 2019, 11:26

В общем-то правильно сказали, пропил велик.
Я встречал моторы с центробежным - в каких-то автомагнитолах.
По почте на тех. вопросы не отвечаю в 2023 году тоже, прошу сюда : viewtopic.php?f=3&t=93525

Visychus
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 08 июн 2020, 20:49
Откуда: Реутов
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 3 раза

Re: Grundig TK6Е - стабилизация скорости

#15

#15 Непрочитанное сообщение Visychus » 08 июн 2020, 20:52

Есть такой же аппарат. Подскажите пожалуйста назначение подстроечного резистора на схеме...Изображение

Ответить