С чего бы .. Блин сколько раз говорил ЧИТАЙТЕ старые журналы РАДИО все вопросы отпадут - даже странно . Меня наоборот вштыривает когда читаю чего только там не было . И да СТАРЫЕ это с 1960х годофф и раньше . Это еще с начала 1950х такая шиза была - даже сетевые трансформаторы печатным монтажом кроили за бугром .. Никакая это не в доску военная технология - вот упч от старта-2 это да это жесть какая технология .. С печатнымы катухами поигрались да бросили эту дурь . Традиционно выходило практичней - ну только в некоторых местах было проще . В ламповых укв блоках видел да еще радиуправление "сигнал-1" имели печатные катушки на моей памяти ..
|
Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
- Blackbird
- Сообщения: 13717
- Зарегистрирован: 19 сен 2009, 20:06
- Откуда: Новосибирск
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 137 раз
- Контактная информация:
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
В «Эльдорадо Биарритц» мерейчатые кардифские кожи сочетаются с флорентийскими кожами в металлических оттенках роскошной , не поддающейся описанию отделки .
-
- Сообщения: 1354
- Зарегистрирован: 17 июл 2014, 19:32
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 49 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Старые и не очень журналы "Радио" стало читать проще, благодаря официальному архиву почти любые номера доступны онлайн, без скачивания. Любопытно, что во время Великой Отечественной войны журнал временно не издавался, а в течение ряда лет под названием "Радиофронт" выходил до войны. А то раньше это название ассоциировалось у меня с фронтом в военном значении этого слова. Ошибся. А после войны журнал стали печатать под современным названием "Радио", примерно с середины 50-х многие номера уже и оформление (дизайн) имели близкое к более современному.
В музее В. Харченко появляются новые экспонаты. Недавно оказалось (о сумбурности темы писали выше!), что "Концертный-3" - не первый советский транзисторный электрофон. Но, скорее всего, первый транзисторный чисто сетевой, хотя для работы только усилителя без ЭПУ ко многим не сильно мощным сетевым транзисторным в принципе можно подключить батарейки, только нет разъёма. А в музее появился транзисторный портативный (не носимый, в отличие от некоторых "Лидеров" и "Рогнед"!) электрофон "Таёжный" выпуска 1965 года. Питание автономное или от внешнего источника. Мощность меньше, чем у "Концертных", максимальная 0,5 Вт при питании 9 В, насколько можно подавать больше, не сказано. Первый он или нет - шут знает. Оказалось, что транзисторные электрофоны, как и приёмники, радиолы, магнитофоны, тоже начинались с батарейщины, а чисто сетевые появились потом! По крайней мере, в СССР, за рубежом не знаю. Вероятно, чисто сетевые транзисторные катушечные магнитолы "Нида" были первыми, но остались опытными, а советских батарейных катушечных магнитол, видимо, не было. А после неудачной попытки с "Нидами" (руководство решило, что теперь завод должен производить телевизоры) транзисторные магнитолы стали выпускать только кассетные. Так захотел дядя Петя.
В музее В. Харченко появляются новые экспонаты. Недавно оказалось (о сумбурности темы писали выше!), что "Концертный-3" - не первый советский транзисторный электрофон. Но, скорее всего, первый транзисторный чисто сетевой, хотя для работы только усилителя без ЭПУ ко многим не сильно мощным сетевым транзисторным в принципе можно подключить батарейки, только нет разъёма. А в музее появился транзисторный портативный (не носимый, в отличие от некоторых "Лидеров" и "Рогнед"!) электрофон "Таёжный" выпуска 1965 года. Питание автономное или от внешнего источника. Мощность меньше, чем у "Концертных", максимальная 0,5 Вт при питании 9 В, насколько можно подавать больше, не сказано. Первый он или нет - шут знает. Оказалось, что транзисторные электрофоны, как и приёмники, радиолы, магнитофоны, тоже начинались с батарейщины, а чисто сетевые появились потом! По крайней мере, в СССР, за рубежом не знаю. Вероятно, чисто сетевые транзисторные катушечные магнитолы "Нида" были первыми, но остались опытными, а советских батарейных катушечных магнитол, видимо, не было. А после неудачной попытки с "Нидами" (руководство решило, что теперь завод должен производить телевизоры) транзисторные магнитолы стали выпускать только кассетные. Так захотел дядя Петя.
От каждого по способностям и способности каждому!
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
- Потапыч
- Сообщения: 2781
- Зарегистрирован: 13 авг 2015, 11:52
- Благодарил (а): 218 раз
- Поблагодарили: 96 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Как то получилось разбирать СУ15, в каком то устройстве СВЧ, стоял смеситель с использованием полосковых линий. Он был сделан в виде металлических полосок прикрученных на фторопластовую пластину. Чем не прообраз печатных катушек. Что мешало полоски скрутить в спираль. А вот печатные платы в Старте, вот это, ДА! Хотя очень часто встречал в своих закромах, печатный монтаж на керамимике. Понятно, военка. Слишком дорогая технология, но миниатюрзация и технологичность, того требовала.
Ищу блоки УВ, УЗ и входной трансформатор УВ к STM210. Верхние экраны от ГЗ и ГВ и крышку блока головок к STM310.
- Потапыч
- Сообщения: 2781
- Зарегистрирован: 13 авг 2015, 11:52
- Благодарил (а): 218 раз
- Поблагодарили: 96 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
А вот высоковольтные столбы встречал очень давно, но в осциллографах, самолетных РЛС. Понятно, что не на 15 или 10 кВ, но точно на несколько килловольт. Дома стоит переносной National, что то по типу нашей Юности, но скщественно проще, МВ и ДМВ изначально встроены. Правда блок питания гальванически не развязан от сети. Был черно-белый Loewe Opta, полутранзисторный и даже одной микросхемой в УПЧ звука, с последовательныи питанием накала, включая кинеском(67см), аналогично, без гальванической развязки, но потребление 90 Вт, что совсем неплохо для такой диагонали.
Ищу блоки УВ, УЗ и входной трансформатор УВ к STM210. Верхние экраны от ГЗ и ГВ и крышку блока головок к STM310.
- Shuare
- Сообщения: 4247
- Зарегистрирован: 19 сен 2009, 14:18
- Откуда: СПб
- Благодарил (а): 833 раза
- Поблагодарили: 501 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Вы тут немного путаете - полосковые линии и катушки - принципиально разные вещи. И физически ведут себя по-разному. Полосковую линию если скрутить в катушку - совсем другая индуктивность и добротность будет. ОООчень грубо - полосковая линия - это один виток (или даже пол-витка). И настраивать ее можно, замыкая куски. Когда-то развлекался - делал полосковую линию на 28 МГц. Монстр былПотапыч писал(а): ↑10 дек 2021, 09:34Как то получилось разбирать СУ15, в каком то устройстве СВЧ, стоял смеситель с использованием полосковых линий. Он был сделан в виде металлических полосок прикрученных на фторопластовую пластину. Чем не прообраз печатных катушек. Что мешало полоски скрутить в спираль.
Это наша с тобою земля,
Это наша с тобой биография...
Это наша с тобой биография...
- Крым
- Сообщения: 693
- Зарегистрирован: 19 окт 2009, 22:31
- Откуда: Симферополь
- Благодарил (а): 65 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Что есть Старт-2 ? Поиск не находит в музее...
- ДедФеном
- Сообщения: 7828
- Зарегистрирован: 26 июл 2015, 22:16
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 2554 раза
- Поблагодарили: 1246 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Ні це не зброя це мирний механізм
І в ньом транзистори і лампи
І возростає оптімізм далеко ми пишли від мавпи...
І в ньом транзистори і лампи
І возростає оптімізм далеко ми пишли від мавпи...
- Потапыч
- Сообщения: 2781
- Зарегистрирован: 13 авг 2015, 11:52
- Благодарил (а): 218 раз
- Поблагодарили: 96 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Shuare, я не о том, что бы скрутить полосковый резонатор, а о технологии изготовления дорожек, по типу печатной платы. Ведь полосковые резонаторы, насколько мне читали по этой тематике, изготовлялись на печатных платах, гетинаксовая, стеклотестолитовая или фторопластовая подложка. А на самолете я увидел конструкцию, о которой я не знал и по подобной технологии можно было сделать и обычные катушки, если бы была необходимость, а подстройку вести либо закорачиванием части витков, либо отводами. Я с полосками резонаторами сталкивался на гораздо более высоких частотах и имею представление по их настройке.
Ищу блоки УВ, УЗ и входной трансформатор УВ к STM210. Верхние экраны от ГЗ и ГВ и крышку блока головок к STM310.
- Потапыч
- Сообщения: 2781
- Зарегистрирован: 13 авг 2015, 11:52
- Благодарил (а): 218 раз
- Поблагодарили: 96 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
У Старта, печатные проводники, если их таковыми можно назвать, поскольку они изготовлены методом гальванического осаждения меди на графит, находятся в углубления платы из материала, по типу АГ4, толщиной 6 мм, не меньше.В закромах где то лежит, какая то плата от этого ТВ.
Ищу блоки УВ, УЗ и входной трансформатор УВ к STM210. Верхние экраны от ГЗ и ГВ и крышку блока головок к STM310.
- nonameT68
- Сообщения: 404
- Зарегистрирован: 21 янв 2017, 23:24
- Откуда: Винница->Одесса
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 16 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
у меня целиком тв лежит, только без кинескопа )
достался без сетевого трансформатора и моста, от Весны-346 приколхозил
достался без сетевого трансформатора и моста, от Весны-346 приколхозил
"А ведь потом никогда не будет."
- Потапыч
- Сообщения: 2781
- Зарегистрирован: 13 авг 2015, 11:52
- Благодарил (а): 218 раз
- Поблагодарили: 96 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
nonameT68, Такой кинескоп, да еще в рабочем состоянии, сложно найти...
Ищу блоки УВ, УЗ и входной трансформатор УВ к STM210. Верхние экраны от ГЗ и ГВ и крышку блока головок к STM310.
- Shuare
- Сообщения: 4247
- Зарегистрирован: 19 сен 2009, 14:18
- Откуда: СПб
- Благодарил (а): 833 раза
- Поблагодарили: 501 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Я на 28МГц делал не-печатную, объемный монтаж на стойках. А настройка катушек закорачиванием не всегда возможна - добротность падает. Кстати, до сих пор считаю, что полосковые линии (печатные) напрасно не используются на УКВ\ФМ.Потапыч писал(а): ↑10 дек 2021, 16:43Shuare, я не о том, что бы скрутить полосковый резонатор, а о технологии изготовления дорожек, по типу печатной платы. Ведь полосковые резонаторы, насколько мне читали по этой тематике, изготовлялись на печатных платах, гетинаксовая, стеклотестолитовая или фторопластовая подложка. А на самолете я увидел конструкцию, о которой я не знал и по подобной технологии можно было сделать и обычные катушки, если бы была необходимость, а подстройку вести либо закорачиванием части витков, либо отводами. Я с полосками резонаторами сталкивался на гораздо более высоких частотах и имею представление по их настройке.
Это наша с тобою земля,
Это наша с тобой биография...
Это наша с тобой биография...
- Blackbird
- Сообщения: 13717
- Зарегистрирован: 19 сен 2009, 20:06
- Откуда: Новосибирск
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 137 раз
- Контактная информация:
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Там плата похожа на керамику а шины толстенные 2-3 мм и они еще посеребренные !!! Я впервые увидел думал это поди от радиолокатора какогнить .. А нет так дорохо-богато зробили в телевизореПотапыч писал(а): ↑10 дек 2021, 16:47У Старта, печатные проводники, если их таковыми можно назвать, поскольку они изготовлены методом гальванического осаждения меди на графит, находятся в углубления платы из материала, по типу АГ4, толщиной 6 мм, не меньше.В закромах где то лежит, какая то плата от этого ТВ.
В «Эльдорадо Биарритц» мерейчатые кардифские кожи сочетаются с флорентийскими кожами в металлических оттенках роскошной , не поддающейся описанию отделки .
- Потапыч
- Сообщения: 2781
- Зарегистрирован: 13 авг 2015, 11:52
- Благодарил (а): 218 раз
- Поблагодарили: 96 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Нет, не керамика, пилится надфилем без проблем. Да, серебрение есть. Смысл его, не понятен, возможно защита меди от влаги. В электротехнике серебрение применяют для повышения рабочей температуры медных проводников от образования окисной пленки, которая у меди имеет очень высокое сопротивление. Но плата не нагревается даже до 100 С. Хотя встречал печатные платы из гетинакса в ширпотребе с серебрением. Видимо серебра было много и слали его кому попало как гуталин.
Ищу блоки УВ, УЗ и входной трансформатор УВ к STM210. Верхние экраны от ГЗ и ГВ и крышку блока головок к STM310.
- nonameT68
- Сообщения: 404
- Зарегистрирован: 21 янв 2017, 23:24
- Откуда: Винница->Одесса
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 16 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
та ну, вряд ли
в Заре-2а стоит 35ЛК2Б, с ионной ловушкой, тут стоял 35ЛК6Б укороченный, но потерявший вакуум увы
УНТ-35 еще осталось думаю на потрошение, и если что туда и сороковую трубу приколхозить можно
хуже что родной корпус в негодность пришел, одно шасси с платами и защитным стеклом в наличии
"А ведь потом никогда не будет."
- gesigor
- Сообщения: 298
- Зарегистрирован: 13 июл 2021, 21:28
- Откуда: г. Волгоград
- Благодарил (а): 53 раза
- Поблагодарили: 46 раз
- Контактная информация:
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
А вот еще в продаже встречаются 35ЛК4Б с хранения, интересно их можно в телевизоры ставить?nonameT68 писал(а): ↑10 дек 2021, 21:36та ну, вряд ли
в Заре-2а стоит 35ЛК2Б, с ионной ловушкой, тут стоял 35ЛК6Б укороченный, но потерявший вакуум увы
УНТ-35 еще осталось думаю на потрошение, и если что туда и сороковую трубу приколхозить можно
хуже что родной корпус в негодность пришел, одно шасси с платами и защитным стеклом в наличии
- ДедФеном
- Сообщения: 7828
- Зарегистрирован: 26 июл 2015, 22:16
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 2554 раза
- Поблагодарили: 1246 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
35ЛК4Б довольно специфический https://istok2.com/data/4410/ ,фокусировка комбинированная магнитная + электростатическая , ускоряющего электрода нет. Возможно он и будет нормально работать в телевизоре но без проверки однозначно нельзя ничего утверждать.
Ні це не зброя це мирний механізм
І в ньом транзистори і лампи
І возростає оптімізм далеко ми пишли від мавпи...
І в ньом транзистори і лампи
І возростає оптімізм далеко ми пишли від мавпи...
- gesigor
- Сообщения: 298
- Зарегистрирован: 13 июл 2021, 21:28
- Откуда: г. Волгоград
- Благодарил (а): 53 раза
- Поблагодарили: 46 раз
- Контактная информация:
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Он в спец. технике использовался, поэтому их еще много новых. Говорят их в некоторых телеках использовали с завода. До документально никто не подтверждал. Только слухи.
- ДедФеном
- Сообщения: 7828
- Зарегистрирован: 26 июл 2015, 22:16
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 2554 раза
- Поблагодарили: 1246 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Судя по фото в интернете там скорей всего пушка стандартная только ускоряющий внутри соединён с фокусирующим , значит будет работать в обычном телевизоре.Но это лишь предположения.
Ні це не зброя це мирний механізм
І в ньом транзистори і лампи
І возростає оптімізм далеко ми пишли від мавпи...
І в ньом транзистори і лампи
І возростає оптімізм далеко ми пишли від мавпи...
-
- Сообщения: 1354
- Зарегистрирован: 17 июл 2014, 19:32
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 49 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Eng.Timofeyev писал(а):Прошу прощения, а есть хоть один западный пример? Вот была ламповая Дайна с крутейшим 6E3П, но как сделали транзисторной, появились стрелочки. Ну, а где было не так? У Грюндига было то же самое. Они свой горизонтально-секторной 6E3П даже на приемники ставили, не только на магнитофоны. Но как только на транзисторы перескочили - везде только стрелочки. Как вы ламповый индикатор от обычных батареек запитаете?Solaris писал(а):Не было ни одного отечественного транзисторного аппарата с вакуумным аналоговым электронно-световым индикатором. Как правило, как транзисторы, так сразу стрелка, хоть тресни.
Наконец-то, благодаря сообщению в другой теме, нашёл прецидент зарубежного непортативного чисто сетевого полностью транзисторного аппарата с вакуумным аналоговым индикатором. Правда, не буржуйский, венгерский, Венгрия в то время ещё социалистическая, но с одним из наименее тоталитарных в соцстранах режимов. Ламповый индикатор получает анодное питание от обмотки сетевого трансформатора не только без фильтра, но и без выпрямителя. Магнитофон, о приёмниках, тюнерах, радиолах, магнитолах, усилителях и прочем по-прежнему не знаю. Вакуумный индикатор работает при записи и воспроизведении.Solaris писал(а):Имел в виду прежде всего полностью транзисторные стационарные и чисто сетевые аппараты, которые и не питаются от батареек. А то многим кажется, что транзисторный, значит обязан от батареек работать. Чисто сетевые те же транзисторная "Дайна", "Астра-207", многие другие магнитофоны, электрофоны, усилители, тюнеры, магнитолы, радиолы, реже приёмники. За информацию о зарубежных транзисторных магнитофонах с ламповым индикатором спасибо! По крайней мере, точно были прециденты. Но приведены модели портативные с возможностью батарейного питания, что привело к необходимости получать анодное напряжение от ГСП. И работает он при этом априори только в режиме записи. Если использовать вместо ГСП отдельный преобразователь, индикатор сможет работать и при воспроизведении. А вот в сетевых небатарейных транзисторных аппаратах проблемы получения анодного напряжения нет, если есть высоковольтная вторичная обмотка на силовом трансформаторе. Если нет, поможет умножитель, там токи не астрономические. В сетевых ламповых "Романтиках" с полностью транзисторным магнитофоном в магнитофоне индикация всё равно стрелочная, несмотря на наличие лампового индикатора в приёмнике. Задействовать оный не только как индикатор настройки, но ещё и индикатор уровня ЗЧ на выходе усилителя мощности, а также уровня записи и воспроизведения магнитофона, всё через переключение, не удосужились, в магнитофоне индикаторы установили отдельные. И даже в ламповых "Миниях" вместо переключателя индикации использовали отдельный, второй, ламповый индикатор в магнитофоне. Вот уж пень-колодовость проектирования! Зато в части партий "Меридиана-210" с индикацией зелёной и красной лампочками зелёную лампочку зажмотили, сэкономив рубль, оставили только красную. Правда, всё нужное для установки зелёного индикатора оставили, кажется, даже зелёный светофильтр рядом с красным остался на месте, его не стали жмотить (если правильно помню 17 лет спустя).
Последний раз редактировалось Solaris 27 июл 2022, 20:15, всего редактировалось 6 раз.
От каждого по способностям и способности каждому!
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
- Gefest
- Сообщения: 962
- Зарегистрирован: 05 дек 2017, 06:32
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 361 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Solaris, у буржуинов мне такого пока не попадалось. Наткнулся как-то на Соньку аж 1967-го года с индикаторной лампой, но катушечник оказался чисто ламповым.
А зачем выпрямлять питание индикаторной лампе? Она сама по себе диод.
А зачем выпрямлять питание индикаторной лампе? Она сама по себе диод.
-
- Сообщения: 1354
- Зарегистрирован: 17 июл 2014, 19:32
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 49 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Но ток будет не постоянный, а импульсами 50 Гц, причём однополярными. Средний ток значительно меньше пикового в импульсе. Несимметричная нагрузка, неизвестно, насколько благоприятен такой режим для индикатора в отношении срока службы, возможно, не удастся реализовать полную паспортную яркость индикатора , а она и так не очень большая, наличие мерцания с частотой 50 Гц. Не знаю, заметно ли оно при данной яркости, но лучше, когда его нет. При провалах напряжения в сети индикатор светиться не будет, а погаснет сразу. Таким образом, недостатков сразу несколько, хотя, конечно, и так работает. Вообще аппарат пень-колодовый. Сигнал записи проходит все каскады, включая усилитель мощности, набирает искажений, шумов и прочих помех, а затем, перед подачей на универсальную головку, снова ослабляется гасящим резистором. Возможный плюс от этого - разве что высокоомный выход на головку, но его можно получить и другими способами, более цивилизованными. Сигнал на линейный выход тоже проходит все усилительные каскады, включая мощник, тоже набирает шумов и искажений, а затем снова ослабляется делителем. При этом уровень линейного выхода зависит от положения регулятора уровня записи и громкости, что неудобно и чего по традиции быть не должно. Входные сигналы ослабляются выравнивающими делителями, а затем снова усиливаются, но это болезнь многих аппаратов. Плюс - отсутствие необходимости в переключателе входов. Вообще это не высшая группа сложности, но простота бывает лаконичная и интеллигентная, а бывает бескультурная.
Последний раз редактировалось Solaris 27 июл 2022, 15:37, всего редактировалось 1 раз.
От каждого по способностям и способности каждому!
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
- Gefest
- Сообщения: 962
- Зарегистрирован: 05 дек 2017, 06:32
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 361 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Solaris, ну индикаторную лампу в магнитофон засунули явно не от хорошей жизни, так что все эти недостатки - уже мелочи. ))
-
- Сообщения: 1354
- Зарегистрирован: 17 июл 2014, 19:32
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 49 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Ах так? Не исходя из дизайна, а не от хорошей жизни? А от хорошей жизни, только потому, что транзисторный, опять засунули бы стрелку?! А в ламповые ламповый индикатор совали от хорошей жизни? И стрелочные индикаторы были дефицитнее ламповых? Как-то всё сумбурно. А уж раз есть относительно высоковольтная обмотка силовика, от которой питается индикатор, от неё же, если силовик потянет, можно было бы запитать и более низковольтный мотор на 127-150 В, гальванически развязав его от сети, как в "Веге-300". Но нет, это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Мотор применили на 220 и типично включили прямо в сеть.
Что такое Jndul, K3, MA1 и для чего связанный с этими элементами разъём, вообще не понял. Внешнее питание усилителя? При не самом низковольтном питании (24 В) применён динамик 50 Ом, при этом максимальная мощность менее 1,5 Вт. Усилитель мощности работает на встроенный динамик, разъёма для внешней АС нет. Хотя динамик подключается вроде как через какой-то разъём, может быть, в него можно включать и встроенную АС, и внешнюю на выбор, как в "Ригонде-моно"?
Что такое Jndul, K3, MA1 и для чего связанный с этими элементами разъём, вообще не понял. Внешнее питание усилителя? При не самом низковольтном питании (24 В) применён динамик 50 Ом, при этом максимальная мощность менее 1,5 Вт. Усилитель мощности работает на встроенный динамик, разъёма для внешней АС нет. Хотя динамик подключается вроде как через какой-то разъём, может быть, в него можно включать и встроенную АС, и внешнюю на выбор, как в "Ригонде-моно"?
Последний раз редактировалось Solaris 27 июл 2022, 17:40, всего редактировалось 3 раза.
От каждого по способностям и способности каждому!
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
- Gefest
- Сообщения: 962
- Зарегистрирован: 05 дек 2017, 06:32
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 361 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Solaris, ничего сумбурного. Индикаторная лампа для работы требует накального и анодного напряжений, которые по умолчанию имеются в ламповом аппарате, но отсутствуют в транзисторном. Пришлось бы мотать под это дело две дополнительные обмотки, что удорожало бы конструкцию питающего трансформатора. В приведённой Вами схеме так и сделано.
В начале 50-х применение стрелочных индикаторов в ламповых магнитофонах было сопряжено с двумя нюансами:
1. Быстродействующие стрелочные индикаторы тех лет имели значительный ток отклонения, в результате требовалось либо подключать индикатор к выходному каскаду после регулятора громкости (что обесценивало показания индикатора), либо делать буферный каскад.
2. Чтобы индикатор заработал, сигнал нужно выпрямить, а полупроводниковые диоды массово пошли несколько позже.
Индикаторная лампа выпрямления сигнала не требовала, и ток на сетку нужен был копеечный. Поэтому для ламповых магнитофонов она была экономически выгоднее. Тем не менее, в профессиональную аппаратуру даже тогда ставили стрелочные индикаторы (идя при этом на существенное усложнение схемы), т.к. они удобнее и точнее.
С появлением полупроводниковых диодов и с переходом на низковольтную транзисторную схемотехнику применение стрелочных индикаторов стало экономически выгодным, и они довольно быстро вытеснили индикаторные лампы. Некоторая инерция наблюдалась только с портативными магнитофонами - стрелочные индикаторы боялись ударных нагрузок. И то ситуация была достаточно быстро исправлена.
В случае с венгерским магнитофоном, схему которого Вы привели, боюсь, имелся банальный дефицит стрелочных индикаторов, поэтому и пихнули индикаторную лампу, уже освоенную в производстве. Примерно по той же причине фирма Sony использовала патефонные приводы в репортерских магнитофонах вплоть до первой половины 60-х - моторчики постоянного тока были в Японии в дефиците.
Indul - это контактная группа рабочего хода. МА1 - соленоид, подводящий прижимной ролик к тонвалу. К разъёму подключалась ножная педаль, это такое примитивное дистанционное управление. К3 нарисован с ошибкой. Высокоомный динамик - нормальное решение, чтобы обойтись без выходного трансформатора и мощных транзисторов, которые наверняка тоже были в дефиците. Собственно из-за отсутствия выходного трансформатора и, как следствие, высокоомного динамика, и нет разъёма под внешний динамик. Ибо фиг знает, что в него воткнёт пользователь. Разъём, показанный на схеме - это именно разъём подключения внутреннего динамика к шасси, он-то - на корпусе.
В начале 50-х применение стрелочных индикаторов в ламповых магнитофонах было сопряжено с двумя нюансами:
1. Быстродействующие стрелочные индикаторы тех лет имели значительный ток отклонения, в результате требовалось либо подключать индикатор к выходному каскаду после регулятора громкости (что обесценивало показания индикатора), либо делать буферный каскад.
2. Чтобы индикатор заработал, сигнал нужно выпрямить, а полупроводниковые диоды массово пошли несколько позже.
Индикаторная лампа выпрямления сигнала не требовала, и ток на сетку нужен был копеечный. Поэтому для ламповых магнитофонов она была экономически выгоднее. Тем не менее, в профессиональную аппаратуру даже тогда ставили стрелочные индикаторы (идя при этом на существенное усложнение схемы), т.к. они удобнее и точнее.
С появлением полупроводниковых диодов и с переходом на низковольтную транзисторную схемотехнику применение стрелочных индикаторов стало экономически выгодным, и они довольно быстро вытеснили индикаторные лампы. Некоторая инерция наблюдалась только с портативными магнитофонами - стрелочные индикаторы боялись ударных нагрузок. И то ситуация была достаточно быстро исправлена.
В случае с венгерским магнитофоном, схему которого Вы привели, боюсь, имелся банальный дефицит стрелочных индикаторов, поэтому и пихнули индикаторную лампу, уже освоенную в производстве. Примерно по той же причине фирма Sony использовала патефонные приводы в репортерских магнитофонах вплоть до первой половины 60-х - моторчики постоянного тока были в Японии в дефиците.
Indul - это контактная группа рабочего хода. МА1 - соленоид, подводящий прижимной ролик к тонвалу. К разъёму подключалась ножная педаль, это такое примитивное дистанционное управление. К3 нарисован с ошибкой. Высокоомный динамик - нормальное решение, чтобы обойтись без выходного трансформатора и мощных транзисторов, которые наверняка тоже были в дефиците. Собственно из-за отсутствия выходного трансформатора и, как следствие, высокоомного динамика, и нет разъёма под внешний динамик. Ибо фиг знает, что в него воткнёт пользователь. Разъём, показанный на схеме - это именно разъём подключения внутреннего динамика к шасси, он-то - на корпусе.
-
- Сообщения: 1354
- Зарегистрирован: 17 июл 2014, 19:32
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 49 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
К2 тоже нарисован с ошибкой? А то если по схеме, он закорачивал выход на общий и выключал звук при каждом стопе и включал при каждом пуске. Мне это и в носимых магнитофонах не нравится, а тут в сетевом. А если в тракт пролезут наводки, ещё и усилитель мощности в режиме стопа или паузы перегрузится, и молись любым богам, чтобы выходные транзисторы не сдохли. Несмотря на резисторы в эмиттерах.
В сетевом транзисторном аппарате могут быть напряжения 6 В для индикаторов и всяких подсветок и 127 В для двигателя, так что нельзя сказать, что они в транзисторном аппарате по умолчанию отсутствуют. Ламповый индикатор по умолчанию быстродействующий. А если прямонакальный, то и катод разогревается за 0,5-2 с вместо 10-15 или более у косвеннонакального. И это электроника, а стрелочный - механика, а в электронной аппаратуре стараются использовать поменьше механических элементов. Зато ламповые сегментные индикаторы в полупроводниковых аппаратах стали применяться массово, но позже, в 70-е - 80-е. Только потому, что они требовали в несколько раз меньшего анодного напряжения? Кстати, почему сегментные более низковольтные, а аналоговые относительно высоковольтные? Сегментные действительно светились при напряжениях 3-30 В, вполне "транзисторных". Но почему же аналоговые, даже прямонакальные, этого не могли, а требовали 120-250 вольтей? Где собака зарыта?!
В сетевом транзисторном аппарате могут быть напряжения 6 В для индикаторов и всяких подсветок и 127 В для двигателя, так что нельзя сказать, что они в транзисторном аппарате по умолчанию отсутствуют. Ламповый индикатор по умолчанию быстродействующий. А если прямонакальный, то и катод разогревается за 0,5-2 с вместо 10-15 или более у косвеннонакального. И это электроника, а стрелочный - механика, а в электронной аппаратуре стараются использовать поменьше механических элементов. Зато ламповые сегментные индикаторы в полупроводниковых аппаратах стали применяться массово, но позже, в 70-е - 80-е. Только потому, что они требовали в несколько раз меньшего анодного напряжения? Кстати, почему сегментные более низковольтные, а аналоговые относительно высоковольтные? Сегментные действительно светились при напряжениях 3-30 В, вполне "транзисторных". Но почему же аналоговые, даже прямонакальные, этого не могли, а требовали 120-250 вольтей? Где собака зарыта?!
Последний раз редактировалось Solaris 27 июл 2022, 17:11, всего редактировалось 1 раз.
От каждого по способностям и способности каждому!
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
- Gefest
- Сообщения: 962
- Зарегистрирован: 05 дек 2017, 06:32
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 361 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Solaris, нет, с К2 всё правильно, это блокирование аудиотракта в режимах, отличных от рабочего хода. Тут выходной каскад с неглубокой ООС, так что можно.
Это сейчас в электронной аппаратуре стараются использовать поменьше механических элементов, а тогда... Магнитофон сам по себе довольно сложный механический элемент. )) Индикаторная лампа, напомню, тоже не такая уж и простая конструкция с механической точки зрения, это не транзистор. )
В лампе светится люминофор. Со временем появились более совершенные люминофоры, это позволило снизить рабочее напряжение. Тут ещё важный фактор, что индикаторная лампа работает несколько иначе, чем сегментный индикатор, который только вкл/выкл. Особенности конструкции индикаторной лампы требуют для работы более высоких напряжений. Кстати, в батарейных магнитофонах индикаторные лампы работали от 30-35 вольт.
Это сейчас в электронной аппаратуре стараются использовать поменьше механических элементов, а тогда... Магнитофон сам по себе довольно сложный механический элемент. )) Индикаторная лампа, напомню, тоже не такая уж и простая конструкция с механической точки зрения, это не транзистор. )
В лампе светится люминофор. Со временем появились более совершенные люминофоры, это позволило снизить рабочее напряжение. Тут ещё важный фактор, что индикаторная лампа работает несколько иначе, чем сегментный индикатор, который только вкл/выкл. Особенности конструкции индикаторной лампы требуют для работы более высоких напряжений. Кстати, в батарейных магнитофонах индикаторные лампы работали от 30-35 вольт.
-
- Сообщения: 1354
- Зарегистрирован: 17 июл 2014, 19:32
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 49 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
По моему мнению, блокирование аудиотракта при каждом стопе есть плохо, раздражение от шумов это только увеличивает. Это психоакустика. Постоянный шум вызывает менее неприятные ощущения, чем появляющийся при каждом пуске. Но разработчики иного мнения. Впрочем, если это не нравится, блокировку легко отключить, просто отпаяв провод. Не разбирающиеся в технике или не умеющие держать паяльник могли попросить знакомого. По окончании гарантии. Ввести в носимый магнитофон отдельный выключатель питания, не связанный с выключателем двигателя, сложнее, для этого, например, можно заменить обычный переменный резистор регулировки уровня записи или громкости на резистор тех же сопротивления и функциональной характеристики, но с выключателем. А в некоторых модификациях магнитофона "Русь-205" таковой уже установлен, но выключатель не задействован, его надо только включить в цепь питания всего магнитофона, а микрик на ЛПМ - в цепь питания только двигателя. Но это уже хозяин - барин.
От каждого по способностям и способности каждому!
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
- Gefest
- Сообщения: 962
- Зарегистрирован: 05 дек 2017, 06:32
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 361 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Solaris, Тут, скорее, блокировка аудиотракта в режиме перемоток. У многих одномоторных ЛПМ лента при перемотке отводилась от головок недостаточно далеко, да ещё и мотылялась по тракту, и без блокировки результат мог быть довольно громким. Более того, в некоторых магнитофонах начального уровня лента от головок при перемотке вообще не отводилась (отводился только фетровый прижим), так что отключение аудио-тракта было не прихотью, а необходимостью. Причём такое случалось и с приличными аппаратами: на заре увлечения износостойкими головками фирма Akai выпустила адский и весьма недешевый комбайн X500, в котором лента от головок в режимах перемоток не отводилась, и там без блокировки аудиотракта вообще никак. Понадеялись на избыточную износостойкость сендастовых голов, но, видимо, что-то пошло не так, и больше эта фирма такой фигни не творила, даже перейдя на "вечный" стеклоферрит.
В портативных аппаратах мутирование при перемотках решалось отключением питания аналоговой части, что было чревато переходными процессами при смене режимов. Но тут без вариантов, ведь ещё и батарейки надо было экономить. В транзисторном стационарном аппарате с однополярным питанием умнее было отключать выход, заодно можно было избежать ба-бамса при включении и выключении.
Мне попадались портативные балалайки - японские катушечные магнитолы с описываемым Вами решением - аудиотракт включался от выключателя в регуляторе громкости. Микрики на ЛПМ управляли только мотором. Большой минус - если магнитофон остановлен, не так уж сложно забыть, что аудиотракт включён, и тогда хана батарейкам.
В портативных аппаратах мутирование при перемотках решалось отключением питания аналоговой части, что было чревато переходными процессами при смене режимов. Но тут без вариантов, ведь ещё и батарейки надо было экономить. В транзисторном стационарном аппарате с однополярным питанием умнее было отключать выход, заодно можно было избежать ба-бамса при включении и выключении.
Мне попадались портативные балалайки - японские катушечные магнитолы с описываемым Вами решением - аудиотракт включался от выключателя в регуляторе громкости. Микрики на ЛПМ управляли только мотором. Большой минус - если магнитофон остановлен, не так уж сложно забыть, что аудиотракт включён, и тогда хана батарейкам.
-
- Сообщения: 1354
- Зарегистрирован: 17 июл 2014, 19:32
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 49 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Стрелочные индикаторы удобнее и точнее... Так выходит, что стрелка лучше аналоговой лампы? Несмотря на то, что стрелка - механика, а лампа - электроника? И если бы в "олимпийском" транзисторном "Астра-207" ради оригинальности установили вместо стрелки снова 6Е3П, он от этого стал бы хуже?! Неожиданно! А мне кажется, что лучше, а что хуже, зависит от того, какая именно лампа и какой именно стрелочный индикатор. Если маленький без цифр на шкале, как в "Романтиках", "Тембрах", "Дайне", "Океанах", то что-то сомнительно. А как сегментные по сравнению со стрелочными, что лучше? Вопрос нериторический.
Не знаю, насколько мощные выходные транзисторы в этом венгерском магнитофоне, но в "Кометах", "Инеях" и прочих мощность несколько ватт, мощные транзисторы - обычные дела, встроенные динамики обычные, разъём для внешней АС имеется. Вот разработчики портативных приёмников, такое впечатление, очень часто старались обойтись без мощных транзисторов. Однако в "Океаны", по крайней мере 209, впихнули П213Б, но напряжение питания и мощность выбрали тривиально "игрушечные" - 9 В и 0,5/0,75 Вт, хотя это и вещь. Правда, батарейки обходились не очень дёшево, но напряжения и мощности сделали такими же и при питании от сетевого блока, да ещё при этом почти половину напряжения отдали стабилизатору. А уж если сделали такой выбор, то зачем туда П213Б? Разработчики то в сетевом аппарате хотели обойтись без мощных транзисторов, то в портативном использовали мощные, не желая мощи. Где логика? Для такой мощности хватило бы ГТ402, ГТ404, КТ602, КТ603 и что у них есть ещё там.Gefest писал(а): ↑27 июл 2022, 16:09Высокоомный динамик - нормальное решение, чтобы обойтись без выходного трансформатора и мощных транзисторов, которые наверняка тоже были в дефиците. Собственно из-за отсутствия выходного трансформатора и, как следствие, высокоомного динамика, и нет разъёма под внешний динамик. Ибо фиг знает, что в него воткнёт пользователь. Разъём, показанный на схеме - это именно разъём подключения внутреннего динамика к шасси, он-то - на корпусе.
- Gefest
- Сообщения: 962
- Зарегистрирован: 05 дек 2017, 06:32
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 361 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Solaris, Вы когда-нибудь ставили уровень записи по индикаторной лампе? А я вот ставил. Самая лучшая индикаторная лампа - полный отстой по сравнению с самым паршивым стрелочным индикатором. В качестве индикатора настройки радиоприёмника ещё можно, но когда речь идёт о децибеллах - нах-нах! Исключение - ИН-13 и подобные, но их в 50-е и 60-е ещё не было.
Сегментные индикаторы требуют электронной схемы управления на компараторах, чего в 50-е так же ещё не было, а в 60-е было, но очень дорого. Они лучше тем, что светятся, что может быть преимуществом при низкой освещённости и конкретным недостатком при высокой.
Про транзисторы - элементарно, Ватсон: ранние транзисторы имели довольно скромный ток коллектора, недостаточный для работы с нагрузкой 8 Ом при питании от 9-12В. Поэтому приходилось либо использовать согласующий трансформатор, либо ставить высокоомный динамик. Первые транзисторы средней мощности имели очень скромную частотку, поэтому они не очень годились в УНЧ.
П213 - это от бедности, у него частота единичного усиления всего 150 кГц, из-за чего приходилось городить огород в предоконечных каскадах. По уму его вообще нельзя использовать в УНЧ, его область применения - линейные регуляторы напряжения/тока, коммутация мощной нагрузки. Но хороших транзисторов для УНЧ у нас не делали вплоть до 70-х годов, поэтому разработчикам аудио-аппаратуры приходилось использовать что дают. Отсюда и экзотические схемные решения в батарейной аппаратуре...
Сегментные индикаторы требуют электронной схемы управления на компараторах, чего в 50-е так же ещё не было, а в 60-е было, но очень дорого. Они лучше тем, что светятся, что может быть преимуществом при низкой освещённости и конкретным недостатком при высокой.
Про транзисторы - элементарно, Ватсон: ранние транзисторы имели довольно скромный ток коллектора, недостаточный для работы с нагрузкой 8 Ом при питании от 9-12В. Поэтому приходилось либо использовать согласующий трансформатор, либо ставить высокоомный динамик. Первые транзисторы средней мощности имели очень скромную частотку, поэтому они не очень годились в УНЧ.
П213 - это от бедности, у него частота единичного усиления всего 150 кГц, из-за чего приходилось городить огород в предоконечных каскадах. По уму его вообще нельзя использовать в УНЧ, его область применения - линейные регуляторы напряжения/тока, коммутация мощной нагрузки. Но хороших транзисторов для УНЧ у нас не делали вплоть до 70-х годов, поэтому разработчикам аудио-аппаратуры приходилось использовать что дают. Отсюда и экзотические схемные решения в батарейной аппаратуре...
- Shurup4ik
- Сообщения: 410
- Зарегистрирован: 29 апр 2012, 21:20
- Откуда: Omsk
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 18 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
91 год назад 16 апреля 1932 года на Ленинградском радиозаводе «Коминтерн» начался выпуск первых советских телевизоров.
— Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно. (Мюллер, 9 серия)
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Уже в 1958-м были П601/602, способные работать на частотах КВ-радиодиапазонов, а на ЗЧ – легко выдать >3 Вт в нагрузку 4…8 Ом.Gefest писал(а):П213 - это от бедности, у него частота единичного усиления всего 150 кГц, из-за чего приходилось городить огород в предоконечных каскадах. По уму его вообще нельзя использовать в УНЧ, его область применения - линейные регуляторы напряжения/тока, коммутация мощной нагрузки. Но хороших транзисторов для УНЧ у нас не делали вплоть до 70-х годов
В самом начале 1960-х появились кремниевые П701 с граничной частотой >10 МГц, мощностью коллектора 10 Вт и П702 (>4 МГц, 40 Вт)!
В 1963…64 гг. им на смену пришли КТ801 и КТ802 (последний >10 МГц, 50 Вт), а вслед за ними – КТ803 и КТ805, ставшие в УМЗЧ почти стандартом де-факто на последующие 20+ лет…
Маломощные "фазоинверторные" (М)П40А и (М)П37А (начало 1960-х) это, по сути, слегка модернизированные П6 и П10 (середина 1950-х), а среднемощные и тоже весьма популярные ГТ402/404 появились не позднее 1967-го…
Из середины 1960-х можно вспомнить КТ301, КТ312, КТ601, КТ602, ГТ321 и др. годные для работы в разных местах УЗЧ…
Впрочем, и приснопамятные П213…215 (а это П201..203 из 1956-го, пересаженные в другие корпуса в начале 1960-х) вполне справлялись с диапазоном ЗЧ (эт’ у их "по паспорту" не менее 150 кГц, а на деле – минимум раза в 3 выше) и "городить огород" там не надо, все уже "сгородили" еще в 1950-х…
Первый двухтактный выходной каскад на комплементарных транзисторах и без трансформаторов придумал венгр Д.К.Шиклаи (George Clifford Sziklai) году в 1956-м!
Отсутствие тогда хороших мощных n-p-n транзисторов заставило китайца Х.Ч.Лина (Hung Chung Lin) в 1958..59 гг. скомпилировать на её базе т.н. квазикомплементраную схему, популярную на протяжении последующих десятилетий (в интегральных УМЗЧ она применяется и по сию пору)…
Т.о. уже к началу 1960-х вполне можно было отказаться от трансформаторов и в носимых приемниках/ма-фонах, и в стационарных радиолах и даже получить хорошие (для тех лет) параметры – для этого было всё, и схемотехника, и элементная база. Просто, разработчики БРЭА не стремились к новшествам, и постаринке мотали трансфоматоры (у нас – вплоть до начала 1980-х…)))
PS. Меж прочим, несколько лет тому оратно была тут тема про усилитель Беслика.
Ну, очень он народу ндравился! По нынешним временм, эт’ конечно, мяхко говоря, очень даже так себе, но в 1960-х был бы он реально хорошим УМ.
Но главное, не это, главное, что он весь сделан на транзисторах, разработанных в 1950-е!!
- Shuare
- Сообщения: 4247
- Зарегистрирован: 19 сен 2009, 14:18
- Откуда: СПб
- Благодарил (а): 833 раза
- Поблагодарили: 501 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Извините, бред. Средний потребляемый ток приемника второго класса с трансформаторным УНЧ - 12...20ма. С бестрансформаторным - в разЫ больше. Поэтому и мотали трансформаторы для переносных приемниковIVS писал(а): ↑18 апр 2023, 17:08...уже к началу 1960-х вполне можно было отказаться от трансформаторов и в носимых приемниках/ма-фонах, и в стационарных радиолах и даже получить хорошие (для тех лет) параметры – для этого было всё, и схемотехника, и элементная база. Просто, разработчики БРЭА не стремились к новшествам, и постаринке мотали трансфоматоры (у нас – вплоть до начала 1980-х…)))
Это наша с тобою земля,
Это наша с тобой биография...
Это наша с тобой биография...
-
- Сообщения: 2794
- Зарегистрирован: 02 мар 2020, 23:26
- Благодарил (а): 86 раз
- Поблагодарили: 104 раза
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Лучше расскажите - что да как было в советской истории с синтезаторами частоты для бытовых радиоприемников. Знаю что использовались только в 2х автомобильных приемниках и 1 автомагнитоле, но и в системе радиотракта Электроники ВМ-18.
А еще - не было попыток ? Особенно когда серия 1820 (аналоги i8049) пошла ?
А еще - не было попыток ? Особенно когда серия 1820 (аналоги i8049) пошла ?
-
- Сообщения: 2393
- Зарегистрирован: 05 фев 2018, 18:25
- Откуда: Воронеж
- Благодарил (а): 26 раз
- Поблагодарили: 265 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Был еще карманный приёмник Электроника 26-01, с синтезатором частоты и памятью на 14-ть станций реализовано было на КА1508ХЛ1 собственно сам синтезатор с автопоиском и с памятью 14 станций и КР1507ИЕ1 делитель частоты с управляемым коэффициентом деления. Кроме того в него еще впихнули часы.
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
И шо, при одной и той же моще на выходе? Я эту байку вже слышал, но что «в разЫ», эт’ впервые. Круто!Shuare писал(а):Средний потребляемый ток приемника второго класса с трансформаторным УНЧ - 12...20ма. С бестрансформаторным - в разЫ больше
Потребляемый ток не зависит от наличия/отсутствия трансов! Он зависит от выходной мощности УЗЧ и евоного КПД.
А КПД зависит в основном от режима работы выходного каскада и в "чистом В" (при токе покоя близком к нулю) доходит до 70…75%. И никакой ТВЗ ничего тут не изменит, но внесет огромные искажения (линейные и нелинейные), увеличит вес и себестоимость изделия…
А проблема с этими приемниками в том, что при Uпит = 9 В и Rн = 8 Ом пиковый ток в нагрузке может достигать 0,5 А! А маломощные МП-шки могут сдюжить не более 0,15…0,2 А. Да зачастую такая мощь и не нужна небольшому приемничку! Шо робыть?
Так либо Uпит понижать, либо Rн повышать, либо транс понижающий ставить. Выбрали последнее.
Пожалуй, в "карманных" приемничках с дином 0,1…0,2 Вт и питанием от "Кроны", это допустимо. Но не в Спидоле-232, например, где питание от 373-х элементов, динамик 1ГД-48, а на выхлопе ГТ402, которые и без транса справятся, причем значительно лучше!
-
- Сообщения: 3948
- Зарегистрирован: 10 май 2017, 17:09
- Откуда: Кузбасс
- Благодарил (а): 14 раз
- Поблагодарили: 359 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Берем заводские инструкции:
Спидола - 231, выходная мощность 0.7 Вт, ток 80 мА "при средней громкости", УНЧ трансформаторный.
Океан-209, выходная мощность 0.75 Вт, ток 60-70 мА "при средней громкости", УНЧ безтрансформаторный.
И не больше, и не в разы.
- Gefest
- Сообщения: 962
- Зарегистрирован: 05 дек 2017, 06:32
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 361 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
А вот давайте посчитаем. У нас имеется динамик 4 Ома 0,1 Вт и питание выходного каскада 9В, типовое для отечественных "карманных" радиоприёмников тех лет. Получаем ток через динамик в пике порядка 0,2А при пиковом напряжении 0,8В. А куда денутся остальные 8,2В? А рассеются на выходных транзисторах. Подавать их в нагрузку нельзя, динамик уйдёт в перегрузку. Итого до динамика у нас даже на синусоидальном сигнале дойдёт менее 10% потребляемой от батареи мощности. На реальном музыкальном сигнале ситуация будет ещё хуже.
Если же мы применим выходной трансформатор с коэффициентом трансформации 1:10, КПД возрастает примерно в 6-7 раз, то есть почти на порядок.
Если мощность динамика выше, и/или напряжение питания ниже, применение трансформатора уже не даст такого эффекта.
Учу пользоваться калькулятором, дорого.
-
- Сообщения: 2794
- Зарегистрирован: 02 мар 2020, 23:26
- Благодарил (а): 86 раз
- Поблагодарили: 104 раза
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Аааа - что-то такое - помню в ж. Радио за 88 кажись год рекламка была.
Глянул - какая хорошая микросхема КА1508ХЛ1 - интересно толковое описание на неё водится ?
-
- Сообщения: 1074
- Зарегистрирован: 01 ноя 2020, 21:07
- Благодарил (а): 66 раз
- Поблагодарили: 52 раза
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Серия 1820 - аналоги не 8049, а некой 4-битной серии COP4xx.
-
- Сообщения: 2794
- Зарегистрирован: 02 мар 2020, 23:26
- Благодарил (а): 86 раз
- Поблагодарили: 104 раза
-
- Сообщения: 2393
- Зарегистрирован: 05 фев 2018, 18:25
- Откуда: Воронеж
- Благодарил (а): 26 раз
- Поблагодарили: 265 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Кроме этого ни чего больше не попадалось и здесь http://www.155la3.ru/k1508.htmWladimir_TS писал(а): ↑19 апр 2023, 14:41Глянул - какая хорошая микросхема КА1508ХЛ1 - интересно толковое описание на неё водится ?
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
А эт’ шо еще за 8,2 В? Ви таки думаете, шо УЗЧ при питании 9 В может выдать 8 вольт переменки? Или это размах "от пика до пика"? Дык он физического смысла не имеет. Похоже, цитата вообще никакого смысла не имеет…Gefest писал(а): У нас имеется динамик 4 Ома 0,1 Вт и питание 9В <…> Получаем ток через динамик в пике порядка 0,2А при пиковом напряжении 0,8В. А куда денутся остальные 8,2В? А рассеются на выходных транзисторах.
О как получается, транзюки ток жрут, сами себя греют, а в нагрузку отдают только 10 %? Черная магия?Gefest писал(а):Подавать их в нагрузку нельзя, динамик уйдёт в перегрузку. Итого до динамика у нас даже на синусоидальном сигнале дойдёт менее 10% потребляемой от батареи мощности.
Реально же, всё это до динамика и доедет (не 8,2, конечно, но законные ≈2,8 В СКЗ) и он благополучно сдохнет, бо 2 Вт не переварит! Эт’ если вых. транзисторы сдюжат ток в 1 А и Крона не расплавится раньше!
Можно, канешна, балласт меж УМ и дином воткнуть. Мощь, подводимая к дину, ограничится, потребление от питальника уменьшится. КПД, аднака, все равно кислый, порядка 20 %.
Но можно же просто уменьшить Uпит и увеличить Rн – расчеты показывают – 6 В и 16 Ом вполне сойдет для карманного приемничка с УЗЧ на МП-шках и без никаких трансов или балластов (Pвых ≈ 0,2 Вт, Ikm ≈ 0,15 A, КПД ≈ 70 % и много более качественный звуг)…
Или как в первой Атмосфере – питание 9 В, но дин 0,5ГД-14 (30 Ом)…
Или как в Ирень-401 – 9 В, но дин 0,25ГДШ-2 аж на 50 Ом (но эт’ уж перебор, пожалуй)…
- Gefest
- Сообщения: 962
- Зарегистрирован: 05 дек 2017, 06:32
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 361 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
IVS, вообще-то, Вы написали то же самое, что и я, но другими словами. Да, высокоомный динамик решает проблему. Когда он есть.
-
- Сообщения: 1074
- Зарегистрирован: 01 ноя 2020, 21:07
- Благодарил (а): 66 раз
- Поблагодарили: 52 раза
-
- Сообщения: 1354
- Зарегистрирован: 17 июл 2014, 19:32
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 49 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
В сувенирном электронном рояле Курского завода пень-колодовое решение. Напряжение питания 4,5 В (батарея 3-336), динамическая головка 0,25ГД-10 8 Ом, однотактный выход на МП25А с включением динамика в цепь коллектора без конденсаторов, трансформатора или дросселя с прохождением постоянной составляющей тока через катушку динамика. Громкость существенно меньше, чем может дать такой динамик, а ток потребления от батареи десятки миллиампер даже в паузе, при ненажатых клавишах. А не так трудно полностью раскачать такой динамик. Пиковые напряжение и ток соответственно 2 В и 0,25 А. Сделать двухтактный выходной каскад без постоянной составляющей на выходе, поднять напряжение питания с 4,5 до 6 В (4 элемента 332 или лучше 343), при этом в связи с чётным числом элементов у батареи появится средняя точка, в которую динамик можно включить без трансформатора и без конденсаторов. Динамик получит заявленную мощность, а в паузе транзисторы усилителя могут быть закрыты, ток будут потреблять только генераторы. Возможно, что необходимую мощность удастся получить от МПшек, если снабдить их радиаторами и увеличить мощность рассеяния на коллекторе и ток коллектора сверх величин, допустимых без теплоотвода. Ну, а если нет, ГТ402/ГТ404 никто не отменял, вряд ли они астрономически дороги. Все рассуждения мысленные, рояль давно подарил, а схему ещё раньше потерял.
От каждого по способностям и способности каждому!
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
Мы учимся, чтобы жить, а не живём, чтобы учиться.
Нет людей плохих, есть ошибающиеся.
- Shuare
- Сообщения: 4247
- Зарегистрирован: 19 сен 2009, 14:18
- Откуда: СПб
- Благодарил (а): 833 раза
- Поблагодарили: 501 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Ключевое слово - сувенирный. Никаких требований, игрушка. А к приемникам, особенно массовым - были требования типа "длительная работа от одного комплекта батарей". Не обязательно включенное в ГОСТ, но присутствующее в ТЗ на разработку
Это наша с тобою земля,
Это наша с тобой биография...
Это наша с тобой биография...
-
- Сообщения: 1074
- Зарегистрирован: 01 ноя 2020, 21:07
- Благодарил (а): 66 раз
- Поблагодарили: 52 раза
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
Такие электронные рояли обычно с несимметричным мультивибратором на двух транзисторах, иногда с третьим в качестве усилителя в ключевом режиме, но чаще без него, громкоговоритель - нагрузка одного из транзисторов мультивибратора.
- VASILI
- Сообщения: 8871
- Зарегистрирован: 12 окт 2009, 19:36
- Откуда: Молдова
- Благодарил (а): 864 раза
- Поблагодарили: 660 раз
Re: Первые, единственные, редкие, последние и небывалые
А если громкость убрать? Когда вообще тихо, и динамик ничего не потребляет. Выходит, на транзисторах все 9v рассеются? Но ток то не течет, транзисторы закрыты. (при нулевом токе покоя).